Понятие и особенности реализации политических прав осужденныхМатериалы / Понятие и особенности реализации политических прав осужденных
Следуя логике нашего исследования, перейдем к рассмотрению особенностей реализации осужденными к лишению свободы политических прав. В отличие от группы личных конституционных прав и свобод, которые по своей природе носят естественный характер и принадлежат любому человеку с рождения, реализацию абсолютного большинства политических прав и свобод Конституция РФ связывает с наличием гражданства.
Однако это ни в коей мере не может служить поводом для утверждения, что эти права носят вторичный характер. В правовом государстве, к построению которого стремится и Россия, вопросы, связанные с возможностью участия в политической жизни своей страны, выходят на первый план. В этой связи нельзя не согласиться с мнением, что в современных условиях политические права приобретают качество естественных прав каждого гражданина демократического государства.Вопрос о том, какие конкретно права входят в группу политических не является в юридической литературе дискуссионным. Их перечень довольно широк. Традиционно к политическим правам граждан относят право на создание объединений, право на участие в отправлении правосудия, право на участие в управлении делами государства и другие.
Как известно, осуждение лица к лишению свободы не влечет за собой потерю им гражданства. Следовательно, человек, находящийся в исправительном учреждении в целом, не утрачивает прав на участие в политической жизни своей страны, которые вместе с тем в ряде случаев могут быть ограничены.
Виды, порядок и способы реализации политических прав весьма досконально изучены и подробно изложены в юридической литературе. В связи с этим мы не будем останавливаться на тех правах, осуществление которых у лиц, осужденных к лишению свободы, происходит аналогичным образом с законопослушными гражданами (например, право на обращение в государственные органы), а рассмотрим лишь те, реализация которых имеет особенности, обусловленные нахождением лица в исправительном учреждении.
Особое место среди них, на наш взгляд, занимает конституционное право осужденных к лишению свободы на участие в управлении делами государства. Специфика данного права состоит в том, что оно носит системный характер и потому включает в себя несколько правомочий:
а) избирательное право и право на участие в референдуме;
б) возможность равного доступа к государственной службе и отправлению правосудия;
в) право обращений в государственные органы и органы местного самоуправления.
В силу законодательных предписаний и особенностей своего правового статуса лица, содержащиеся в исправительных учреждениях, фактически лишены данного конституционного права. Исключением является лишь право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления. Однако порядок его реализации идентичен порядку осуществления этого права законопослушными гражданами и поэтому особого научного интереса для нашего исследования не представляет. Куда более дискуссионной, как нам думается, является проблема ограничения реализации лицами, находящимися в исправительных учреждениях, права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
На различных этапах конституционного строительства, начиная с 1918 г. и по 1991г., вопросы регламентации ограничения данного права для осужденных к лишению свободы имели различные формы проявления, начиная от прямого запрета на участие в избирательной кампании (1918 –1919гг.) до отсутствия формальных предписаний закона о недопущении лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, участвовать в выборах (1962-1991гг.).
Реальную основу ограничение избирательных прав осужденных к лишению свободы получило лишь в 1991г., когда в ст.92 Конституции РСФСР были внесены изменения, в соответствии с которыми устанавливалось, что «в выборах не участвуют … лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда».
Аналогичную норму содержит и действующая Конституция РФ 1993г. Она гласит: не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Можно ли признать безупречной формулировку п.3 ст.32 Конституции РФ в части, касающейся осужденных к лишению свободы? Ответ должен быть однозначным – нет. С юридической точки зрения данную норму следует считать абсолютно безграмотной.
В подтверждение своего мнения мы приведем несколько аргументов:
1) действующее законодательство не содержит четкого определения, что такое «места лишения свободы», в нормативных актах также отсутствует их перечень. Поэтому можно только догадываться, что законодатель имел в виду, когда применял подобную формулировку. Однако в нем существует понятие исправительного учреждения, а также указаны их виды. Для устранения выявленного несоответствия правовых норм представляется необходимым использовать один из следующих предлагаемых нами способов:
а) ввести в текущее законодательство понятие «места лишения свободы»;
б) при формулировании конституционной нормы применять термин «исправительные учреждения»;
в) не включать данные понятия в положения Конституции;
2) в исправительных учреждениях осужденные могут содержаться и не по приговору, а на основании изменяющего его определения (постановления) суда, а также указа Президента РФ о замене смертной казни пожизненным лишением свободы в случае помилования или изданного Государственной Думой РФ постановления об амнистии;
3) в п.2 ст.32 Конституции РФ говорится о том, что помимо права избирать и быть избранными граждане РФ могут участвовать в референдуме. Однако в п.3 ст.32 об этом нет ни слова. Отсюда неизбежен вывод о том, что и осужденные к лишению свободы не ограничены в этой возможности. И лишь нормы федерального конституционного законодательства (законы РФ «О референдуме РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме») содержат запрет на их участие в этом мероприятии. Налицо явный пробел в Конституции РФ, который требует незамедлительного устранения.
На основании изложенного мы предлагаем внести следующие изменения в Конституцию РФ:
1) слова «… а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» из п.3 ст.32 исключить;
2) п. 4 ст.32 изложить в следующей редакции: «не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления лица, осужденные к наказанию в виде лишения свободы».
Кроме того, необходимо внести соответствующие изменения в нормы действующего законодательства РФ, касающиеся избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме.
Далее рассмотрим конституционное право осужденных к лишению свободы на объединение. Статья 30 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на объединение, включая возможность создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности таких объединений гарантируется со стороны государства.
Действующее законодательство предусматривает осуществление права на объединение в достаточно широких формах: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности, политические партии, профессиональные союзы.
Цели функционирования общественных объединений определяются в зависимости от его формы: личные, политические, социальные и др. Участие осужденных к лишению свободы в создании и деятельности таких общественных объединений может быть обусловлено не только их активной гражданской позицией, выраженной в желании не быть отстраненными от государственных и общественных дел и возможностью реализовать свои интересы, но и необходимостью защитить свои права.
В юридической литературе вопрос об участии осужденных к лишению свободы в общественных объединениях до недавнего времени решался по-разному. Одни авторы, опираясь на изоляцию от общества как на универсальный запрет, считали необходимым лишить рассматриваемого права лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Другие, исходя из общедозволительного принципа правового регулирования, полагали, что осужденные к лишению свободы пользуются данным правом без каких-либо ограничений. Они считали, что органы общественной самодеятельности осужденных, действующие в исправительных учреждениях, являются прообразом общественных организаций. Причина же неучастия последних в иных общественных организациях (политических партиях, движениях и т.д.) виделась им, прежде всего, в отсутствии интереса со стороны самих общественных организаций к деятельности в условиях исправительных учреждений.
Право на объединение не является абсолютным и может подвергаться определенным ограничениям, строго очерченным рамками закона (например, условия действия чрезвычайного положения). Вместе с тем анализ Конституции РФ и действующих в данной сфере нормативно-правовых актов - федеральных законов РФ «Об общественных объединениях» 1995 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 1996 г., «О политических партиях» 2001г., а также иного законодательства, регулирующего правовой статус осужденных к лишению свободы, свидетельствует об отсутствии каких-либо ограничений в реализации ими конституционного права на объединение. Поэтому, по нашему глубокому убеждению, в условиях формирования в России демократического общества подвергать ограничению указанное право для лиц, осужденных к лишению свободы, с точки зрения буквы закона было бы абсолютно неверным.
Вместе с тем положения вышеназванных нормативно-правовых актов должны применяться к осужденным к лишению свободы не только исходя из общих принципов участия граждан в деятельности общественных организаций, но и с учетом специфики требований режима в исправительных учреждениях. Одновременно стоит заметить, что в целях совершенствования правового регулирования реализации лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, права на объединение его особенности следует незамедлительно закрепить в действующем законодательстве.
Анализ нормативно-правовых актов, относящихся к сфере регламентации права на объединение, позволяет сделать вывод о том, что существует два способа его реализации лицами, содержащимися в исправительных учреждениях:
1) вступление в уже существующее общественное объединение;
2) создание совместно с другими осужденными к лишению свободы самостоятельного общественного объединения.
Первый способ состоит в том, что осужденный к лишению свободы присоединяется к действующему общественному объединению путем:
а) подачи письменного заявления (если объединение основано на членстве);
б) осуществления каких-либо иных действий (внесение имущества, оказание услуги и т.п.) либо
в) просто начинает считать себя членом этого объединения.
Специфической чертой членства лица, осужденного к лишению свободы, в указанном объединении является невозможность личного участия в его деятельности в случае, если оно расположено за пределами исправительного учреждения. Однако это не лишает его права назначить для этого своего представителя. Кроме того, участие осужденного к лишению свободы в деятельности объединения может заключаться в направлении его руководящему органу предложений, замечаний, жалоб, в ведении переписки и др.
Второй способ реализации рассматриваемого нами права может быть осуществлен путем создания самодеятельной организации осужденных к лишению свободы. К сожалению, специфика, порядок деятельности и статус таких объединений не детализируются в нормативно-правовых актах, действующих в учреждениях уголовно-исполнительной системы, что порождает различного рода противоречия между осужденными к лишению свободы и администрацией.
Специфика правового статуса лиц, находящихся в исправительных учреждениях, обусловливает особенности организации и функционирования их общественных объединений, которые, на наш взгляд, должны найти отражение в действующем уголовно-исполнительном законодательстве. Наряду с общими принципами и условиями организации и деятельности общественных объединений, предусмотренными текущими нормативно-правовыми актами, для осужденных к лишению свободы необходимо установить дополнительные ограничения в виде исключительно разрешительного порядка их образования с предоставлением в распоряжение администрации исправительного учреждения копий учредительных документов, если таковые имеются.
По мнению А. Алиева, в правовых актах должны найти свое место порядок и форма участия осужденных к лишению свободы в деятельности общественных объединений. Это исключит появление таких объединений, которые предполагают осуществлять для достижения своих целей насильственные и противоправные действия. В этой связи мы предлагаем принять Положение о порядке организации и деятельности общественных объединений осужденных к лишению свободы, закрепив в нем порядок, формы и основные направления их деятельности.
Следующим в ряду политических прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, рассмотрим порядок реализации права на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и на пикетирование.
Конституция РФ 1993г. закрепляет право граждан на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Основные положения, касающиеся реализации указанного права гражданами, вплоть до принятия соответствующего федерального закона, регулируются Указом Президента РФ 1992г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».
В качестве правомочий, входящих в содержание данного права, на наш взгляд, можно рассматривать как сами виды действий, совершаемых гражданами при его реализации (митинг, пикетирование…), так и формы их осуществления (использование наглядной агитации, предъявление конкретных требований к властям и т.д.).
Единственным условием реализации гражданами рассматриваемого права является уведомление властей о намерении организовать одно из мероприятий с указанием времени и места (маршрута передвижения), где оно будет проходить, а также последующее получение от последних разрешения на его проведение (исключением является лишь проведение собрания).
Как это ни парадоксально, ни действующая Конституция РФ, ни упомянутый указ Президента, ни законодательство, регулирующее правовой статус осужденных к лишению свободы не содержат запретов, ограничивающих реализацию ими указанного права. Фактически сложилась уникальная ситуация, состоящая в том, что если рассматриваемая нами категория граждан выразит желание провести, например, шествие (цель может быть различной) по территории исправительного учреждения, то его администрация не будет иметь даже формального повода отказать им в этом.
В этой связи следует поддержать мнение Г.О. Бекузарова, считающего, что запрет на проведение указанных мероприятий необходимо закрепить в действующем федеральном законодательстве общего характера. Однако это, по его мнению, не должно исключать конкретизации данного правоограничения в законодательстве, регулирующем правовое положение осужденных к лишению свободы.
Помимо названных в указе Президента правомочий, входящих в содержание рассматриваемого права (проведение митинга, уличного шествия и др.), не следует забывать об еще одном – праве на проведение собраний. Мы отстаиваем точку зрения, что лица, содержащиеся в исправительных учреждениях, не должны быть лишены данного конституционного права. Другой вопрос, что особенности правового статуса лиц данной категории требуют его дополнительной законодательной регламентации.
Как мы уже отмечали, текущее законодательство предусматривает уведомительный порядок проведения мероприятий, входящих в содержание рассматриваемого нами права. Однако такой подход абсолютно неприемлем в отношении лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, даже относительно реализации права на свободу собраний. Возможность его осуществления необходимо ограничить следующими законодательными требованиями:
1) в условиях исправительных учреждений должен действовать исключительно разрешительный порядок организации собраний. Это связано с тем, что в определенных случаях проведение указанного мероприятия может привести к нарушениям режима, установленного в исправительном учреждении (срыв распорядка дня, трудового плана и т.д.) и вызвать дезорганизацию его функционирования;
2) учитывая, что в исправительных учреждениях установлен особый режим деятельности, обязанность поддержания которого возложена на его администрацию, по нашему мнению, представляется необходимым закрепить положение об обязанности присутствовать при проведении собрания представителей администрации этого учреждения. Однако во избежание случаев нарушения ими права осужденных на свободу собраний необходимо установить законодательный запрет на их вмешательство в ход собрания. В законе также требуется четко отразить, что собрание может быть прервано представителем администрации исправительного учреждения лишь в случаях нарушения законности со стороны его участников.
Таким образом, мы рассмотрели основные вопросы, связанные с реализацией осужденными к лишению свободы политических прав. Важность анализа данной проблемы заключалась не только в том, чтобы досконально раскрыть сущность воздействия юридических норм, регулирующих эти права, на осужденных к лишению свободы, она также состояла в установлении специфических черт и особенностей, при которых этот механизм действует. Закономерным явлением в процессе работы явилось выявление пробелов и противоречий в текущем законодательстве. Тщательное их изучение и оценка привели автора работы к выработке предложений по его совершенствованию.