Применение мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства
Материалы / Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации / Применение мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства
Страница 1

Согласно статье 165 бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями по применению мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства наделен Министр финансов России. В частности, ему предоставлено право:

– направлять представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, Банку России и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществлять контроль за их устранением;

– приостанавливать операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

– взыскивать в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета средства в размере бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;

– взыскивать в соответствии с договорами со всех счетов получателей бюджетных средств бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, кредитами;

– налагать на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством.

К исключительным полномочиям министра финансов России относится блокировка расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Если бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты исполняются не органами Федерального казначейства, руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право применять меры принуждения, предусмотренные бюджетным кодексом Российской Федерации.

Установленные бюджетным законодательством меры принуждения применяются в соответствии с определенными процедурами. Особой спецификой отличаются такие меры, как блокировка расходов, изъятие или списание бюджетных средств и обращение взыскания на взаимные расчеты бюджетов.

Блокировка расходов бюджета согласно статье 231 бюджетного кодекса Российской Федерации представляет собой сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на определенных условиях, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Бесспорное списание бюджетных средств как мера принуждения предоставляет собой списание с лицевых счетов получателей бюджетных средств, счета Федерального казначейства, счетов его территориальных органов без их распоряжений, со счетов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов без распоряжений их финансовых органов, а также с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжений.

Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств согласно статье 285 бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа Федерального казначейства. Такое постановление принимается на основе акта проверки получателя бюджетных средств. Постановление может быть принято также на основании заключения должностного лица органа Федерального казначейства об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов за пользование бюджетными средствами. Списание бюджетных средств осуществляется кредитной организацией либо Федеральным казначейством с лицевого счета получателя бюджетных средств, указанного в постановлении о бесспорном списании, в первоочередном порядке. Если на счете Федерального казначейства не достанет денежных средств для такого списания, оно производится по мере поступления средств на счет бюджета. Когда в пределах срока действия лимитов бюджетных обязательств, доведенных на период, в котором состоялось решение арбитражного суда, списание осуществить не удалось, остаток средств, не списанных со счета бюджета, включается в лимиты бюджетных обязательств следующего периода. Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения согласно статье 288 бюджетного кодекса осуществляется в случаях, предусмотренных бюджетным кодексом и другими федеральными законами. Размер средств, списываемых с лицевого счета бюджетного учреждения в порядке принудительного исполнения обязательств бюджетного учреждения, возникших в результате исполнения им заданий органа исполнительной власти, которому подведомственно данное учреждение, не может превышать размер находящихся на данном счете средств.

При недостаточности таких средств для списания в полном объеме недостающие средства списываются со счетов территориального органа Федерального казначейства, ведущего указанный лицевой счет, в порядке, установленном для списания бюджетных средств со счетов Федерального казначейства. Обращение взыскание на взаимные расчеты федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации применяется в целях погашения их задолженности и удержания сумм, использованных не по целевому назначению. Это взыскание производится в части средств, выделяемых бюджетам других уровней в рамках финансовой помощи. Взыскание штрафов за нарушения бюджетного законодательства осуществляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Страницы: 1 2