Понятие правового регулирования. Правовое регулирование как разновидность
социального регулированияМатериалы / Правовое регулирование и его механизм / Понятие правового регулирования. Правовое регулирование как разновидность
социального регулированияСтраница 1
Правовое регулирование можно охарактеризовать, как регулирование, осуществляемое правом. Однако для полной оценки этого явления данного определения недостаточно, потому что в определении не оговаривается, о каком праве идет речь, не указаны признаки правового регулирования.
Право может рассматриваться в широком (общесоциальном) и узком (юридическом) смыслах. Следовательно, и правовое регулирование можно интерпретировать, как «регулирование, осуществляемое естественным правом, и как регулирование, осуществляемое позитивным правом. Так как регулирование, осуществляемое естественным правом, в целом, не относится к предмету юридической науки, то в дальнейшем речь пойдет о регулировании, осуществляемом позитивным правом.Нельзя не отметить тот факт, что правовое регулирование (позитивно-правовое) является разновидностью социального регулирования и выступает в качестве определенного воздействия на социальные отношения, которое осуществляется при помощи юридических средств (инструментов) ради упорядочения данных отношений. В подтверждение данных, слов ниже приводится мнение С.С. Алексеева, который считает, что «своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно, в соответствии со своей классовой природой является такой разновидностью социального регулирования, которая имеет целенаправленный, организованный, гарантированно-результативный характер, представляет собой нормативно-организационное опосредствование общественных отношений, их государственно-властное, ценностное нормирование». Исходя из этого, можно отметить следующие признаки правового регулирования, воспользовавшись классификацией Николая Андреевича Пьянова.
Во-первых, «правовое регулирование - один из видов социального регулирования, т.е. регулирования, осуществляемого в обществе и связанного с упорядочением общественных отношений». Также Николай Андреевич указывает на то, что право – один из основных социальных регуляторов в условиях государственно-организованного общества, вследствие чего и правовое регулирование – один из основных видов социального регулирования. Хочется добавить, что именно с помощью правового регулирования, нормы права, действующие в государственно-организованном обществе, производят эффект всеподчинения.
Во-вторых, «позитивно-правовое регулирование – это в основе своей государственное регулирование, поскольку позитивное право устанавливается или санкционируется государством и вследствие этого является государственным регулятором общественных отношений». Государственным, потому что все нормы права санкционируются государством, даже те нормы позитивного права, которые устанавливаются негосударственными организациями или обществом, так как они вводятся только с санкции государства. Из этого следует тот факт, что проблема правового регулирования проблема не только теории права, но и теории государства, эта мысль невольно приходит на ум после изучения мыслей о применении права в учебнике Марченко М.Н., где он говорит: « Нередко применение права понимается как «особая форма» реализации права, осуществляемая государственными организациями в пределах их компетенции в форме властной организующей деятельности по конкретизации правовых норм на основе строгого соблюдения законности». Также стоит согласиться с тем мнением, что
правоприменительную деятельность следует относить к разделу «государство», нежели к разделу право».
В-третьих, «позитивно-правовое регулирование – это определенное воздействие на общественные отношения». Здесь говорится именно об определенном воздействии права, так как правовое регулирование следует относить к одной из форм воздействия права на общественные отношения. В юридической науке правовое регулирование рассматривается как одна из форм правового воздействия на общественные отношения.
В-четвертых, «позитивно-правовое регулирование – это воздействие, которое осуществляется при помощи норм позитивного права и других правовых средств». Далее будет подробно рассмотрена эта тема, так как нормы права и правовые средства в единстве составляют механизм правового регулирования.
В-пятых, «позитивно-правовое регулирование – это такое воздействие на общественные отношения, которое имеет своей целью их упорядочение». Потому что понятие «регулировать» можно определить понятием «упорядочивать».
С учетом приведенных выше признаков, имеется возможным дать определение правовому регулированию. Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи норм позитивного права и других правовых средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Аналогичное понятие дает учебник «Теория государства и права» под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова: «Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств».
Выше было упомянуто, что правовое регулирование является одной из форм правового воздействия, следовательно, эти понятия имеют как схожие, так и разноплановые качества. Для этого следует дать определение правовому воздействию. Правовое воздействие охватывает все сферы влияния права в обществе: общественная жизнь, сознание, поведение людей. Это обосновывает тот факт, что правовое регулирование понятие более узкое, чем правовое воздействие. Воздействие права осуществляется также по некоторым другим каналам: информационному и ценностно-ориентационному. Иначе говоря, кроме регулятивной воздействие права выполняет еще и воспитательную, информационную, оценочную и трансляционную функции, то есть охватывает все сферы общественной жизни.