Связь законодательной и судебной властиМатериалы / Законодательная власть / Связь законодательной и судебной властиСтраница 2
Особое место среди юридических органов занимает суд.
Судебная власть выполняет свое назначение в обществе, но она тоже имеет дело с законом. Судебная власть его применяет. Поэтому в отношениях законодательной и судебной власти есть некоторые общие черты.
Суд осуществляет правосудие. Главное назначение судебной власти - разрешение конфликтов в обществе. Они возникают между различными физическими и юридическими лицами, органами государства и другие. Суд не устанавливает общих правил, как это делает законодательная власть и частично - исполнительная путем издания подзаконных и иных актов. Суд рассматривает предполагаемое нарушение права и решает конкретные дела и споры. Потому реализации судебной власти имеет конкретный, индивидуальный характер.Суд рассматривает конфликты в особой процессуальной форме, не присущей деятельности законодательной власти. Суд рассматривает и решает дела и споры в соответствии с законом, принципом справедливостью правосознанием членов судебной коллегии, рассматривающих дело.
Судебная власть, будучи независимой ветвью властью государственной власти, предполагает свое судейское самоуправление. В России высшая квалификационная коллегия создается при участии общественных объединений юристов. В отличие от законодательной власти, которая теснейшим образом связана с политикой (в частности, главную роль в палатах парламентов играют фракции политических партий.), и в отличие от исполнительной власти (правительство обычно создается на партийной основе; в России правительство было беспартийным.), которая поддается давлению партий и других объединений, при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено, как и любое давление с целью повлиять на решение суда. Суд не должен руководствоваться политическими или какими-либо иными мотивами, кроме закона и своего правосознания, при рассмотрении конкретного дела, принятии конкретного решения. Положение государственной судебной власти в определенной степени противоречиво. С одной стороны, это очень сильная власть, так как только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть (например, лишить человека имущества, свободы, отобрать детей у недостойных родителей). С другой - она имеет слабые стороны. Она не опирается на непосредственную поддержку избирателей, как власть законодательная, в России можно выбирать мировых судей путем голосования граждан, но практика прошла по пути их выборов представительными органами субъектов РФ, что закон разрешает. Судебная власть не устанавливает общих правил, подобно законодательной власти, а разрешает индивидуальные вопросы. Сила судебной власти корениться в неуклонном исполнении закона, в уважении всеми судебного решения, в его непререкаемости. С одной стороны судебная власть независима от законодательной. Только суд вправе решать конкретное дело, и при этом он не подчиняется никаким указаниям, в том числе со стороны законодательной власти. Да и никто не вправе указывать суду, как ему решать дело. Вместе с тем в отношениях между всеми тремя ветвями власти - законодательной, судебной, исполнительной - действует в определенном понимании принцип приоритета законодательной власти. Суд применяет законы, созданные законодательной властью, он обязан руководствоваться законом, он обязан действовать в пределах закона и не выходить за рамки. С другой стороны, закон и правосознания суда, по крайней мере, в отношении закона, применяемого в данном деле, неразрывно связаны между собой. Правосознание включает оценку закона как общего положения, применяемого к конкретному случаю, т.е. оценку предшествующих действий законодательной власти в данном случае. Связи законодательной и судебной власти имеют взаимообеспечитель-ный характер. С одной стороны, законодательная власть принимает законы об организации и деятельности судов. К ведению Совета Федерации относится, то, что он назначает на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, указано в Конституции РФ. Федеральным законом обеспечивается финансирование судов. С другой стороны, суд своими средствами содействует нормативно правовому регулированию, которое признано осуществлять законодательная власть, а также реализации законов. Конституционный Суд РФ делает это путем рассмотрения дел о соответствии законов Конституции РФ. В своих постановлениях Конституционный Суд РФ нередко не только предлагает формулировки для исполнения законов, но и устанавливает срок для внесения исправления парламентом (например, в 2006г. о размере пособий женщинам по беременности и родам.). Это обеспечивает качество законодательства, повышает точность правового регулирования, способствует правильному осуществлению закона.