Развитие конституционной юстиции в субъектах РФМатериалы / Конституционные и уставные суды в субъектах РФ / Развитие конституционной юстиции в субъектах РФСтраница 1
Несмотря на принятие в конце 1996 г. Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", закрепившего правовую основу создания органов конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации, процесс учреждения конституционных и уставных судов в субъектах федерации идет достаточно вяло.
По состоянию на 16.07.2010 г. конституционные (уставные) суды действуют в 16 субъектах РФ. Это республики: Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Чеченская; Санкт-Петербург, Калининградская и Свердловская области.В период 2001 - 2004 гг. конституционные и уставные суды приступили к работе только в трех субъектах Федерации - Республике Тыва, г. Санкт-Петербурге и Калининградской области. Указанные статистические данные свидетельствуют о крайне низких темпах создания органов конституционного контроля в субъектах РФ. При этом в 20 субъектах РФ вопрос об образовании органов конституционной юстиции не был поставлен и до настоящего времени остается открытым. Да и в тех субъектах, где положение о создании конституционных (уставных) судов закреплено в их конституциях и уставах либо, уже приняты специальные законы о конституционных (уставных) судах, дальнейшая работа по их созданию практически не ведется.
Причинами такого положения могут быть следующие факторы.
Первая причина заключается в недостаточной политической воле федерального законодателя в учреждении конституционных и уставных судов в субъектах РФ. Примером этого является существующая до настоящего времени диспозитивная норма, содержащаяся в ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", согласно которой конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
Необходимость изменения этой нормы путем превращения ее в императивную норму, предусматривающую обязательное создание конституционных (уставных) судов в субъектах РФ, неоднократно подчеркивали как исследователи в области конституционного права, так и руководители органов конституционной юстиции. Так, еще в начале 2001 года Консультативный совет председателей органов конституционной юстиции в Российской Федерации принял обращение к Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, где предложил решить вопрос о необходимости создания единой системы конституционной юстиции в составе Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов всех субъектов РФ. В июле 2006 г. в Екатеринбурге на заседании "круглого стола" с участием Председателя Конституционного Суда РФ, руководителей конституционных (уставных) судов, представителей юридической науки вновь подчеркивалось, что активному созданию конституционной юстиции на местах мешает "разрешительная" формулировка Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". При этом участники "круглого стола" предложили сделать создание уставных судов категорической обязанностью субъектов Федерации, обосновывая свой довод тем, что увеличение количества уставных судов поможет государству обеспечить защиту прав и интересов граждан, а отсутствие таких судов должно свидетельствовать о незавершенности построения структур государственной власти.