Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий Президента
Российской ФедерацииМатериалы / Анализ оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации / Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий Президента
Российской ФедерацииСтраница 3
При этом едва ли возможно указанные основания для отрешения Президента от должности считать исчерпывающими, поскольку Конституция имеет ввиду прекращение исполнения полномочий не «абстрактным» Президентом, а лицом, состоящим в должности.
Следовательно, к указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции основаниям следует отнести смерть Президента, утрату им гражданства РФ или приобретение гражданства иностранного государства, переезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, т.е. утрату права на избрание, как оно определено в ч. 2 ст. 81 Конституции.Конституция РФ не оговаривает естественной причины досрочного прекращения полномочий Президента. Вместе с тем, в конституциях многих стран в качестве одного из оснований называется и кончина (смерть) Президента (ч. 1 ст. 96 Конституция Румынии; п. «а» ч. 1 ст. 44 Конституция Республики Кипр; ч. 1 ст. 90 Конституция Республики Молдова и др.). В российском законодательстве подобное основание указывается применительно к досрочным основаниям прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, аналогичное основание предусмотрено и применительно к судьям Конституционного Суда.
Отсутствие такого основания применительно к Президенту может вызвать тупиковые правовые ситуации. Неясно, каким правовым актом объявляется о временном исполнении обязанностей Президента. Хотя Конституция и является актом прямого действия, однако определенная процессуальная процедура в данном случае необходима. Кроме того, в Федеральном законе "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" прямо оговаривается, что закон устанавливает гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности, либо досрочно: в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ст. 1).
Из этого следует, что юридически не урегулирована и процедура о социальных гарантиях членам семьи умершего Президента и их материальном обеспечении. Такая норма в указанном Законе есть, но ведь она адресована семье того Президента, который умер после предоставления ему и членам его семьи гарантий (ст. 2 ч. 3).
Так же, считаю, что в Конституции РФ не до конца решен вопрос на кого возлагается временное исполнение полномочий Президента РФ. Председатель Правительства РФ является единственным должностным лицом, полномочным замещать главу государства (ч. 3 ст. 92 Конституция РФ), что с позиций надежности института исполняющего обязанности главы государства представляется явно недостаточным.
В основном Законе РСФСР 1978 г. в Статье 121-11 этот вопрос, по-моему мнению, был представлен шире. «В случае отрешения Президента РФ от должности, отставки Президента РФ осуществления им своих полномочий, а также в случае смерти Президента РФ полномочия Президента РФ исполняет вице-президент РФ. В случае невозможности исполнения полномочий Президента РФ вице-президентом РФ они переходят последовательно к Председателю Совета Министров РФ, Председателю Верховного Совета РФ.»
В США для того чтобы ни при каких обстоятельствах страна не оказалась без главы исполнительной власти, в 1947 г. был принят Закон о преемственности президентской власти (он дополнялся в 1965 и 1966 гг.). В нём была установлена последовательность лиц, замещающих пост Президента, если этот пост окажется вакантным: Вице-президент, Спикер Палаты представителей, временный Председатель Сената, государственный секретарь и далее все руководители департаментов по хронологии создания этих департаментов. Однако любое из этих лиц может занять пост Президента только в случае, если оно отвечает всем конституционным требованиям, предъявляемым к Президенту.
В Конституции РФ указано только одно лицо, уполномоченное замещать главу государства, что создает тем самым реальную опасность безвластия, если на момент президентской вакансии Председатель Правительства РФ будет отсутствовать.
Хочется отметить коллизии замещения Президента Председателем Правительства, при котором не срабатывает ряд весьма важных конституционных механизмов. Заблокированной оказывается возможность реализации Правительства РФ предоставленного статьей 134 Конституции РФ права внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции, поскольку сам Председатель Правительства, как и.о. Президента, этого права Конституцией лишен, а Правительство не может пользоваться своими полномочиями отдельно от своего главы. Проблематичным в этой ситуации становится право думского запроса Председателю Правительства, поскольку он одновременно исполняет обязанности главы государства, которому запрос не может быть адресован.