Правовой статус беженцев в современном МП
Материалы / Понятие население в международном праве / Правовой статус беженцев в современном МП
Страница 1

Беженцы рассматриваются как наиболее негативное явление в современных МО.

Необходимо отметить, что беженцы – это категория вынужденных мигрантов. Количество вынужденных мигрантов – 17,5 млн. человек, из них беженцы составляют 11,5 млн.

Явление беженцев было вызвано теми изменениями, которые происходили в МО и, по существу, были ответом на эти изменения. В частности, если взять 20-е гг. 20 в., то вынужденную миграцию в этот период вызвала ситуация, сложившаяся после Первой мировой войны, а также Октябрьской революции. Международное сообщество должно было сделать что-то для защиты этих лиц.

1921 г. – первое соглашение по вопросам беженцев. Лигой наций была установлена должность Верховного Комиссара по делам беженцев (Нансен). Вслед за этим в 1922, 1926, 1933 гг. были заключены соглашения, касающиеся беженцев.

· Все они были ответом на определенную категорию беженцев.

· В них была сделана попытка разработать понятие того, кто такие беженцы. Понятие беженцев не разработали, но некоторые элементы были определены.

1) должны находиться за пределами своего государства;

2) не могут воспользоваться защитой своего государства;

3) должны иметь базовые права.

· В соглашении в 1933 г. впервые был закреплен принцип не высылки беженцев.

Новый поток беженцев был после вторжения Германии на территорию Австрию, после прихода Гитлера к власти. Но особенно необходимость в рассмотрении вопросов, касающихся беженцев, возникла после Второй мировой войны. Необходимо было каким-либо образом решать их судьбы. В 1946 г. была создана Международная организация по делам беженцев как временное учреждение с целью решения перемещения вынужденных переселенцев, их репатриации. Во-первых, учреждалась как временная. Во-вторых, финансировали деятельность организации всего 16 стран. Как следствие, неудача.

В 1949 г. резолюцией Генассамблеи ООН было учреждено Управление Верховного комиссара по делам беженцев. Это орган ООН, основная цель которого – оказывать содействие и защищать беженцев. Управление верховного комиссара по делам беженцев должно было скоро выполнить свою функцию, как только решит проблемы вынужденных мигрантов после Второй мировой войны. Потому в самом уставе управления верховного комиссара было сказано, что комиссар будет переизбираться каждые три года. Но события показали, что, несмотря на то, что вопрос с репатриантами после ВМВ был решен, поток беженцев не прекращался. И в 2003 г. резолюцией Генассамблеи ООН было решено, что Управление Верховного комиссара будет существовать до тех пор, пока проблема беженцев не будет решена.

Необходимо было бы принятие конвенции, четко дававшей определение понятие «беженец» и установление их правового режима.

В 1951 году была принята Конвенция о статусе беженцев. Участниками являются 148 государств. Ее значение в том, что впервые дано развернутое определение понятия «беженец». Беженец – это лицо, которое в результате событий, происходивших до 1951 г. в Европе, имеет обоснованные опасения быть жертвой преследования по причине расы, гражданства, социального статуса, политических убеждений, и в силу этого не хочет или не желает пользоваться защитой государства своего происхождения.

Как показала ситуация, после принятия Конвенции поток беженцев не сокращался. Началась миграция и со стороны Африканских государств. В 1967 г. был принят протокол к конвенции 1951 г. о том, что все временные и пространственные ограничения снимаются.

Беженец – лицо, имеющее обоснованные опасения быть преследуемым по вышеперечисленным причинам и не желающее пользоваться защитой своего государства. Следовательно, любой беженец – это лицо, которое:

Ø должно находиться вне территории своего государства;

Ø должно доказать, что преследуется или будет преследоваться по определенным мотивам.

Конвенция 1951 г. носит рекомендательный характер. Обязательные статьи – в категорической форме закрепляется принцип не высылки: государство не имеет права доставлять беженца на границу того государства, где будет осуществляться преследование. Это не значит, что беженца вообще нельзя выслать. Можно выдворить, если:

v представляет угрозу безопасности государства;

v есть судебный приговор по делу о совершении тяжкого преступления.

Но все равно нельзя доставлять беженца на границу преследующего государства.

Кроме того, Конвенция 1951 г. закрепляет несколько режимов, которые государство может предоставить беженцу:

- национальный;

- режим наибольшего благоприятствования (но не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый иностранным гражданам).

Предоставлять убежище или не предоставлять убежище на своей территории – суверенное право государства. Во Всеобщей декларации прав человека написано, что каждое лицо вправе искать убежища. Следовательно, каждое государство само решает вопрос о предоставлении убежища. Потому разработка процедуры предоставления убежища – это компетенция государства. МП устанавливает лишь дополнительную защиту.

Страницы: 1 2 3