Лицензирование как форма государственного регулированияМатериалы / Лицензирование отдельных видов деятельности в Республике Беларусь / Лицензирование как форма государственного регулированияСтраница 1
В практике правового регулирования некоторых видов деятельности встречаются различного рода ограничения и запреты (на определенный вид деятельности, несоответствия государственным или международным стандартам, квоты на продажу и многие другие).
Зачастую, на практике встречаются специфическую форму правовых ограничений – лицензирование.Необходимо отметить, что данное определение появилось не сразу. Оно имеет широкую историю.
Мы помним, что уже с периода буржуазных революций государство становится центром реальной политической власти, способным использовать ее (путем законодательного закрепления и гарантированного исполнения того или иного правового запрета) как во вред, так и во благо общества. По мнению российского ученого И. Ю. Козлихина основная задача ограниченного правовыми запретами государства заключается, в защите права каждого индивида от чрезмерного вмешательства государства и его законов, ибо исторически право гражданского общества, (частное право) развивается вместе с обществом независимо от воли политических властей; и именно в частном праве реализуются имманентно присущие ему принципы свободы и равенства, которые лишь постепенно переносятся и на сферу публичного права.
С выдвижением и разработкой идей правового государства, страны, воспринявшие эту идею, следят за тем, чтобы сдерживать и контролировать чрезмерную силу одной категории лиц путем ограничения монополий путем продуманной системы не слишком «жестких» налогов, не давать им возможность поработить аппарат управления, подчинить себе законодательную власть. Его цель — избежать социальных конфликтов, чрезмерного богатства одних и обнищания других, сохранить равновесие общественных сил. Вместе с тем опыт бюрократических государств дал возможность сделать вывод о том, что чрезмерное вмешательство госчиновников в дела общества значительно тормозит прогресс всего общества. Еще знаменитый английский экономист Адам Смит писал о том, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естественный ход вещей.
Тем не менее, многие специалисты (политики, юристы, экономисты и др.) считают, что в настоящее время важнейшей тенденцией развития государственности является движение к новой разновидности социально--правового демократического государства, соединяющего лучшие качества содержания, формы и методов деятельности. Можно с уверенностью сказать, что это государство, выполняющее, «общие дела», ограниченное и ответственное, где степень государственного вмешательства в регулирование важнейших общественных отношений должно быть опосредовано правом, и соответствовать уровню саморегулирования общества.
Дело в том, что этот вопрос о лицензировании, как виде правовых ограничений только на первый взгляд чисто теоретический. На самом деле он является жизненно важным для многих стран, как недавно вступивших в Евросоюз (Польша, Венгрия, Чехия, прибалтийские государства и т.д.), так и для стран, которые готовятся к вступлению в ВТО. Это, прежде всего, Россия, Беларусь и еще ряд других стран--членов СНГ. В ближайшие несколько лет предстоят серьезные изменения в законодательстве, а также в практике его применения и т.д. По существу, лицензирование является одной из необходимых мер вмешательства государства в экономику. Конституция Республики Беларусь (ст. 13 Конституции) допускает такое вмешательство, но только в интересах человека и общества; государство также обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. В принципе, лицензирование обладает сравнительной универсальностью, не присущей другим правовым институтам. Так, сертификация товаров и услуг введена для защиты прав всех категорий потребителей. Необходимость осуществления государственного валютного контроля можно обосновать защитой институтов валютного регулирования. Иными словами, лицензирование проводиться для защиты широкого круга интересов гражданина, общества и государства. Это делается в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды. Иными словами, государство заботится о том, чтобы субъекты хозяйствования, которые собираются осуществлять ту или иную деятельность (которая подлежит лицензированию), вначале доказали государству в лице его компетентных органов свое соответствие определенным государством критериям. Такой порядок может являться некой гарантией того, что получивший лицензию субъект будет осуществлять лицензируемый вид деятельности в соответствии с утвержденными правилами и потребитель товаров (работ, услуг) этого субъекта будет защищен от продукта низкого качества.