Некоторые проблемы реализации законодательства в сфере религииМатериалы / Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в России / Некоторые проблемы реализации законодательства в сфере религииСтраница 1
Процесс становления государственно-конфессиональных отношений в России характеризуется наличием определенных противоречий конституционным принципам и международным правовым актам в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов.
Элементы этих противоречий имеют место и сегодня.Так, закон от 1997 года "О свободе совести и религиозных объединениях" представителями ряда конфессий был назван дискриминационным. Данный закон рождался непросто, вызывая активные дискуссии внутри страны и за рубежом.
При рассмотрении проблем в данном законе необходимо обратить внимание на Заключение "О проверке соответствия федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" международно-правовым обязательствам российской федерации" Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Согласно данному документу закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в целом соответствует международно-правовым обязательствам России, взятым ею на себя в качестве государства-участника Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека/Заключение Уполномоченного/.
В то же время ряд положений Закона вступает в противоречие с принципами, установленными упомянутыми международно-правовыми документами, и, соответственно, может быть опротестован гражданами при подаче жалоб в Европейский Суд по правам человека. Данные нормы и не могут действовать на территории Российской Федерации, исходя из примата над внутренним законодательством правил, установленных международными договорами, что предусмотрено п. 4 ст. 15 Конституцией РФ [57].
Рассматривая общий международно-правовой принцип равенства всех религий, зафиксированный в Конституции Российской Федерации ст. 14, в преамбуле Закона о свободе совести, по сути, закрепляется привилегированное положение отдельных религий. В преамбуле Закона делается ссылка на "особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры" и на уважение "христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия России".
В названном Законе преамбула имеет важное политическое и конституционно-правовое звучание.
При рассмотрении вышеприведенных положений преамбулы можно выделить два проблемных аспекта. Во-первых, какие религии подпадают под определение "других религий". Так, например старообрядческие церкви, католицизм, униатство, пятидесятники, молокане, шаманизм, также могут рассматриваться как часть исторического наследия России. Во-вторых, означает ли формулировка "уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России", какую-то принципиально иную позицию к тем религиозным объединениям, которые не вошли в данный список. Например, конфуцианству, индуизму.
При нынешних формулировках преамбулы строгого юридического ответа на эти вопросы не существует.
Помимо декларированного в преамбуле привилегированного положения отдельных религий, ряд других положений закона устанавливает нормы, ведущие к весомым ограничениям отдельных конфессий на практике.
Противоречит Европейской конвенции, проводимое в ст. 6 и ст. 7 Закона разграничение между религиозными объединениями и религиозными группами.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона религиозные группы, в отличие от религиозных объединений, не подлежат государственной регистрации и не пользуются правами юридического лица.
Также проводится различие между "традиционными" религиозными организациями и религиозными организациями, у которых нет подтверждения о том, что они ведут свою деятельность на территории по месту регистрации не менее 15 лет в соответствии с п. 1 ст. 9.
В соответствии с п. 3 ст. 27 данные религиозные организации не могут:
- просить Президента РФ об отсрочке от призыва на военную службу и освобождении от военных сборов своих священнослужителей, а также не имеют права на замену военной службы альтернативной службой для последователей данной религии;
- создавать образовательные учреждения;
- обучать детей религии вне рамок образовательной программы;
- иметь при себе представительство иностранной религиозной организации;
- проводить религиозные обряды в лечебно - профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах - интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы;
- производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;
- учреждать организации, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения;