Государственно-конфессиональные отношения в сфере передачи имущества
религиозного назначенияМатериалы / Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в России / Государственно-конфессиональные отношения в сфере передачи имущества
религиозного назначенияСтраница 2
В силу того, законодательная база, регулирующая отношения государства и религиозных объединений в сфере прав собственности на данный момент формируется и проходит стадию становления, имеются определенные проблемы в определении того или иного механизма действия в сложившейся ситуации, так как этот механизм не прописан в законе, или не соответствует современным требованиям.
По вопросу о передаче в собственность или безвозмездное пользование, в законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" существует один из таких пробелов. В п. 3 ст. 21 и в п. 2 ст. 22 имеется формулировка "в функциональных целях", "по функциональному назначению". Содержание этих понятий нигде не раскрыто, поэтому их употребление вносит неопределенность. Возникает вопрос, может ли, например религиозная организация использовать ту или иную собственность в иных целях, указанных в уставе.
В частности неясно, вправе ли религиозная организация – получатель имущества использовать его в иных, предусмотренных ее уставом целях, нежели оно использовалось в историческом прошлом. Например, можно ли бывший братский корпус передаваемого монастыря использовать для размещения мастерской или семинарии и т.п. Поэтому следует признать более точной формулировку, используемую в статье 3 анализируемого законопроекта "для использования в соответствии с целями деятельности организации, определяемыми ее уставом".
В постановлении Правительства №490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения" имеется пробел в отношении критериев, в соответствии с которыми имущество признается имеющим религиозное назначение. Пункт 1 распространялся только на имущество, находящееся в федеральной собственности. Пункт 2 оставлял неопределенность в отношении того, подпадают ли под понятие "имущество религиозного назначения" объекты, не имеющие религиозного назначения, но предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения (дома, сторожки, хозяйственные постройки). Примером самостоятельного устранения непонимания в том вопросе является решение мэра города Москвы от 20 октября 1999 г., которым был утвержден Примерный перечень зданий, строений, сооружений и помещений, передаваемых в безвозмездное пользование религиозным организациям (объединениям) Москвы. Однако данный нормативно-правовой акт не распространяется на передачу имущества религиозного назначения в собственность религиозным организациям.
До принятия Федерального закона от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия религиозного назначения не могли отчуждаться из государственной или муниципальной собственности, поэтому они передавались религиозным организациям на праве безвозмездного пользования. Статья 50 закона создала правовую возможность для передачи объектов культурного наследия религиозного назначения в собственность исключительно религиозным организациям. Но на практике до настоящего времени большинство объектов культурного наследия религиозного назначения предоставлено религиозным организациям на праве безвозмездного пользования.
Ни в одном из действующих нормативно-правовых актов не прописан механизм отчуждения имущества в пользу религиозных организаций на региональном уровне, т.е. если собственность находится в руках субъекта.
Законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" призван восполнить пробелы, имеющие место в действующем законодательстве.
Анализ действующего на настоящее время законодательства и практики его применения позволяет сделать выводы о наличии следующих пробелов, наличие которых призван восполнить вышеупомянутый законопроект:
- неполно и неточно определены критерии, по которым имущество признается "имуществом религиозного назначения";
- отсутствуют правовые основы для безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозных организаций имущества, не имеющего прямого религиозного назначения, но образующего с ним единое целое или необходимое для его обслуживания;
- не определены основания для отказа в просьбе религиозной организации о передаче ей имущества религиозного назначения из государственной или муниципальной собственности;