Международный опыт организации торговМатериалы / Особенности государственных закупок продовольственных товаров для нужд подразделений и частей МЧС России / Международный опыт организации торговСтраница 2
Основой государственного строительства и всего законодательства США является обеспечение свободы добросовестной конкуренции. Соответственно законы, правила, регулирующие организацию и проведение конкурсных отборов, направлены, в первую очередь, на обеспечение равных прав всех участников торгов, защиту от монополизации рынка.
С 1792г., когда был принят первый закон США по регулированию федеральных государственных закупок, американское законодательство непрерывно развивалось и совершенствовалось. Механизм осуществления государственных закупок в США базируется на своде законодательных и подзаконных актов, в совокупности именуемый "Правила закупок для федеральных нужд" (FAR). В этом Своде Правил определяются принципы политики в области закупок, а также устанавливаются и подробно излагаются многочисленные требования в отношении порядка и процедур, которым должны следовать все федеральные органы при осуществлении закупок и размещении заказов.Современное законодательство Великобритании в области конкурсов основано на "Рекомендациях по конкурсным закупкам". При Казначействе Соединенного Королевства " в качестве центрального методического и контролирующего органа создана "Центральная организация по закупкам". Казначейство делегирует право распоряжения средствами отраслевым министерствам, при этом курирующий министерство чиновник Казначейства согласовывает расходы. Представитель Казначейства (инспектор финансов) обеспечивает соответствие расходов бюджетным ассигнованиям.
В законодательстве Австралии и Новой Зеландии отсутствуют законодательные акты, специально регулирующие сферу государственных закупок. Вместе с тем именно в этих странах широко применяются конкурсные методы реализации государственных заказов, которые регулируются подзаконными нормативными документами исполнительных и административных органов власти. При этом штаты и территории пользуются значительной автономией в рамках общей государственной политики закупок. Финансовый контроль над государственными расходами осуществляется по линии Казначейства (министерства финансов) на основе действующего законодательства. Австралия и Новая Зеландия считают стратегической целью достижение информационной прозрачности государственных закупок на основе создаваемой собственной региональной электронной системы.
Действующая во Франции и Бельгии схема организации госзакупок предусматривает контроль государственных расходов на всех этапах (принятие решения, расчет сметы расходов, анализ соответствия планируемых расходов возможностям бюджета, визирование расходных документов, контроль оплаты контрактов).
В странах Восточной Европы, не имеющих длительных традиций организации конкурсных закупок, в середине 90-х годов приняли законы и другие нормативные акты, соответствующие требованиям Типового закона ЮНСИТРАЛ.
Следует отметить, что в Объединенной Европе все большую роль начинают играть интеграционные требования Европейского Союза. Так, Европейский союз за последние десять лет принял несколько десятков различных директив по вопросам закупочной деятельности для унификации правил осуществления закупок. Большинство стран Европы постепенно корректируют свое законодательство на базе директив ЕС.
В Типовом законе ЮНСИТРАЛ методам закупок и условиям их использования уделяется большое внимание. Рассматривается внеконкурсное размещение заказов, конкурсное размещение заказов с ограничением числа участников, с использованием котировок, особенности закупок товаров у единственного источника и т.д. Приведены типовые требования к организации привлечения конкурсных заявок и заявок на предквалификационный отбор. Рассмотрен порядок предоставления (сроки действия, порядок обеспечения, ответов на вопросы и т.д.) и типовые требования к составу конкурсной документации. Закон регламентирует порядок и критерии для оценки предложений претендентов. Закупающая организация устанавливает критерии для оценки предложений и определяет относительное значение каждого такого критерия и порядок их применения при оценке предложений.
Отдельная глава Закона посвящена процедурам, применяемым при закупках альтернативными методами. В ней рассматриваются двухэтапные торги, торги с ограниченным участием, запросы предложений, котировок, организация конкурентных переговоров.