История размещения заказов для государственных нужд в РоссииМатериалы / Особенности государственных закупок продовольственных товаров для нужд подразделений и частей МЧС России / История размещения заказов для государственных нужд в РоссииСтраница 3
Закупки для государственных нужд в России производились с очень давнего времени, но отнести их к категории публичных торгов видимо нельзя. Постепенно начал осуществляться переход от волевого к экономическому подходу в отношениях между государством и поставщиками.
Первая регламентация проведения публичных торгов была осуществлена во времена Петра I. Была организована система учета выигранных подрядов.На протяжении двух веков, до самой революции, система конкурсного поиска исполнителей государственных заказов развивалась и совершенствовалась. Более того, конкурсная система функционировала непродолжительное время после революции, в условиях НЭПа, при смешанной экономике. Однако с 1930 года, при переходе на плановое хозяйство, публичные торги, в основе которых лежала конкурентная состязательность, прекратились.
Наглядный путь исторического развития системы торгов в России и в начальный период советской власти можно проследить по результатам анализа семи основополагающих законодательных документов, регламентирующих проведение публичных торгов и принятых в различное время от Петра I до эпохи НЭПа по характерным чертам публичных торгов (с точки зрения современных воззрений):
- открытости (гласности) проведения всех этапов;
- обеспечения равноправия всех сторон, задействованных в проведении торгов;
- ответственности, то есть системы мер по обеспечению выполнения обязательств сторон при выполнении заказа;
- экономичности, то есть обеспечении минимальных затрат на проведение всех конкурсных процедур;
- эффективности, то есть закупки продукции требуемого качества с минимальной ценой, при условии обеспечения косвенных составляющих: расширения налогооблагаемой базы, стимуляции конкурентности, поддержки и развития собственного производства, борьбы с коррупцией и т.п.
Рассмотрение всех перечисленных составляющих эффективности характерно для современного подхода. Ранее под эффективностью было принято подразумевать только прямую ценовую выгоду.
Основным документом по подрядным торгам, принятым при Петре I, был "Регламент Адмиралтейства и Верфи". Открытость торгов обеспечивалась барабанным боем, равноправия сторон практически не предусматривалось, экономичности решений значения не придавалось, но ответственности поставщиков уделялось большое внимание: предусматривались меры карательного и поощрительного характера. Под эффективностью понималась "нижайшая цена подряда". Был регламентирован прообраз конкурсных процедур: печатались билеты с условиями конкурса, проводилась проверка обязательности и состоятельности подрядчика, был назначен трехнедельный срок заключения подряда (плюс время горения "суточной" свечи). Отвечало за проведение торгов само Адмиралтейство (говоря современным языком - государственный заказчик). Определение условий конкурса либо отсутствовало, либо находилось в зачаточном состоянии.
В "Регуле провиантского правления", принятом при Елизавете в 1758 году, в развитие системы подрядов были сделаны определенные сдвиги. Так, появилась реклама и публикации о торгах. Каждому участнику сообщалось в печатном виде об условиях торга. Впервые вводились преференции - преимущество отдавалось непосредственному производителю, а не купцу-посреднику. От участников требовалось много справок, гарантий, проводилась предварительная проверка надежности поставщика.
В "Учреждении о губерниях" принятых в 1776 году при Екатерине II, принципиальные изменения отсутствуют, однако развитие получила открытость - был принят четкий порядок извещения объявлений о торгах, обеспечено большее равенство участников (раздельное выслушивание предложений), предусмотрен ряд мер по обеспечению ответственности, вплоть до суда, но под эффективностью как и ранее понималась минимальная цена подряда.
В "Положении 1830 г.", подписанным Николаем I, были предусмотрены дополнительные меры по обеспечению равенства участников, к торгам допускались инородцы, иноверцы и т.д. Были приняты меры по обеспечению экономичности торгов, по снижению затрат на их проведение, по применению новых форм, включая торги с ограниченной конкуренцией. Уровень открытости торгов и информированности всех участников стал достаточно высоким.