Проблемы организации размещения государственных заказов и
пути их решенияМатериалы / Особенности государственных закупок продовольственных товаров для нужд подразделений и частей МЧС России / Проблемы организации размещения государственных заказов и
пути их решенияСтраница 5
В соответствии с частью 2.1 статьи 11 Закона при проведении аукционов на право заключения контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, начальная (максимальная) цена которых составляет 50 млн.
рублей и более, заказчик вправе в документации об аукционе установить требование выполнения участником размещения заказа за последние пять лет работ, аналогичных предмету аукциона, на сумму не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта. Необходимо проработать вопрос о возможности снижения указанного размера начальной (максимальной) цены контракта.В соответствии с частью 5.1 статьи 37 Закона аукционист выбирается из членов аукционной комиссии путем открытого голосования членов аукционной комиссии. Ведение аукциона – это серьезная техническая работа, требующая специальных навыков и подготовки. В связи с этим, необходимо предоставить заказчику право привлекать аукциониста на договорной основе, не включая его в состав комиссии, предусмотрев административную ответственность аукциониста в случае нарушения установленного порядка проведения аукциона.
Открытые аукционы в электронной форме позволяют заказчику сократить бумажный документооборот, трудовые и временные затраты, устранить административные барьеры, упростить действия участников вне зависимости от местонахождения. Практика проведения аукционов в электронной форме свидетельствует об уменьшении возможностей для согласованных действий участников размещения заказа и для сговора. Однако отдельные положения закона, регулирующие порядок проведения аукционов в электронной форме, содержат ряд проблем, требующих законодательного решения. В частности, частью 3 статьи 32 закона предусмотрено, что аукцион в электронной форме может проводиться только в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает один миллион рублей. Такие ограничения сдерживают развитие аукционов в электронной форме. В настоящее время большинство торгов, особенно совместных, объявляются на сумму, превышающую один миллион рублей. Существующие ограничения начальной (максимальной) цены для аукционов в электронной форме необходимо изменить.
Кроме того, в соответствии со статьей 11 Закона ко всем участникам размещения заказа, вне зависимости от выбранного заказчиком способа размещения заказа, предъявляются определенные требования. Однако порядок предъявления таких требований к участникам аукционов в электронной форме Законом не установлен. Помимо указанного порядка предъявления требований к участникам аукционов в электронной форме, необходимо Законом установить порядок предъявления требований к товарам (работам, услугам), которые участники аукционов в электронной форме будут поставлять (выполнять, оказывать) в случае заключения соответствующих контрактов. Для аукционов в электронной форме необходимо установить пошаговый порядок снижения цены контракта.
Необходимо установить одинаковые последствия признания несостоявшимся аукционов в электронной форме и без использования электронной формы, эффективные, с точки зрения сроков размещения заказа.
С 1.01.2010 заказчики (уполномоченные органы) обязаны размещать извещения на едином официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет». С этого времени размещение на официальных сайтах субъектов РФ и муниципальных образований является необязательным. Однако во многих субъектах РФ созданы эффективно работающие официальные сайты. Необходимо проработать вопрос о передаче информации между официальным сайтом РФ и соответствующими сайтами субъектов РФ.
В связи с тем, что принятие судебных решений о расторжении контрактов требует значительного времени, в Законе необходимо предусмотреть ускоренную процедуру расторжения контрактов, защищающую права заказчиков и не ущемляющую права исполнителей контрактов.
Цены на отдельные товары могут резко изменяться не только в долгосрочном, но и в краткосрочном периоде. К таким товарам, в частности, относятся мазут и бензин (цена напрямую зависит от биржевых котировок на нефть), цемент (в условиях ограниченного количества производителей рыночная цена подтверждена резким колебаниям), отдельные продукты питания (в частности, овощи и фрукты, цена на которые подвержена влиянию фактора сезонности). Неправильное определение заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, а поставщиком цены контракта, по которой будет заключен контракт, может привести к тому, что в случае увеличения цены на соответствующие товары, для заказчика увеличивается риск прекращения поставок, а в случаи существенного снижения таких цен заказчик будет вынужден осуществлять платежи по завышенным ценам, что является неэффективным расходованием бюджетных средств. В связи с этим в Законе необходимо установить условия, при которых цена, по которой поставщик осуществит поставку соответствующего товара, а заказчик – его оплату, будет определяться за короткое время до заключения контракта.