История возникновения и правового регулирования товарных знаков
Страница 2

С 1965 г. СССР стал членом Парижской конвенции по охране промышленной собственности, а с 1967 г. – членом Всемирной Организации интеллектуальной собственности. В связи с этим правовые нормы, связанные с использованием и регистрацией товарных знаков следовало привести в соответствие с международными соглашениями, и 8 января 1974 г.

Госкомизобретений СССР утвердил Положение о товарных знаках, которое хотя и модернизировало действующие правила, но принципиальных изменений в правовой режим товарных знаков не внесло.

3 июля 1991 г. был принят Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания».

Однако данный нормативный акт в силу так и не вступил в связи с распадом СССР, несмотря на то, что он был весьма прогрессивным документом по сравнению с прежним законодательством (разрабатывался с учетом требований рыночной экономики, положений международных конвенций). Основные нормы указанного документа впоследствии (после распада СССР) были восприняты российским законодательством о товарных знаках, в первую очередь Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. (далее по тексту – Закон о товарных знаках).

В настоящее время Закон о товарных знаках утратил силу в связи с принятием четвертой части ГК РФ.

Праву на товарный знак и праву на знак обслуживания посвящен § 2 главы 76 ГК РФ. Так, на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Таким образом, само понятие «товарный знак» не претерпело изменений по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

Что касается знаков обслуживания, то они используются для индивидуализации выполняемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями работ и оказываемых услуг [1, п.2 ст.1477]. В указанной норме также сказано, что правила ГК РФ о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания. То есть товарные знаки, и знаки обслуживания объединены в один объект. Поэтому для удобства термин «товарные знаки» используется законодателем и в отношении знаков обслуживания.

Правила, касающиеся самих товарных знаков как объектов правовой охраны, каких-либо существенных изменений не претерпели. Легальное определение самого товарного знака в очередной (четвертый по счету за последние 15 лет) раз изменилось, однако не очень существенно. Согласно п.1 ст.1477 ГК РФ товарным знаком отныне будет считаться обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Новыми моментами в этом определении являются, во-первых, отграничение товарных знаков от знаков обслуживания, предназначенных для индивидуализации работ и услуг; во-вторых, указание на то, что обладателем исключительных прав на товарный знак может быть не любое физическое лицо, а лишь индивидуальный предприниматель.

Виды товарных знаков, выделяемые как по форме их выражения (словесные, изобразительные, объемные и др.), так и по иным основаниям (общеизвестные и коллективные товарные знаки), а также особенности их правовой охраны остались вообще без изменений.

В ГК РФ говорится о том, что «не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака». В этой норме два новых момента. Во-первых, в отличие от Закона о товарных знаках указывается не только на недопустимость тождества обозначений, регистрируемых в качестве товарного знака, названным объектам, но и сходства с ними до степени смешения. Это, незначительное, на первый взгляд, уточнение является в действительности очень важным, поскольку а) между товарными знаками и этими объектами чаще всего имеется сходство, а не тождество и б) такое решение в большей степени соответствует смыслу и целям законодательства о средствах индивидуализации .

Во-вторых, перечень объектов, тождество и сходство с которыми до степени смешения является недопустимым, пополнился за счет коммерческих обозначений и наименований селекционных достижений. Это решение, разумеется, является верным, но отнюдь не самым оптимальным. Дело в том, что правовой охраной в Российской Федерации, наряду с перечисленными в п.8 ст.1483 ГК РФ объектами, пользуются также некоторые иные средства индивидуализации, в частности названия лекарственных средств, морских и речных судов, средств массовой информации, некоторых изобретений и т.д.

Страницы: 1 2 3 4