Понятие, признаки и функции товарных знаковМатериалы / Правовой режим товарных знаков по современному гражданскому законодательству Российской Федерации / Понятие, признаки и функции товарных знаковСтраница 2
Товарными знаками не могут быть:
- государственные гербы, флаги, иные эмблемы государств, правительств, городов;
- награды или иные знаки отличия;
- названия международных национальных праздников, указания их дат.
Таковы требования, предъявляемые российским законодательством к товарным знакам.
Более жестки к товарному знаку международные критерии:
- адекватность содержания – соответствие товарного знака целям и образу (имиджу) фирмы;
- современность;
- практичность;
- надежность;
- способность отличаться от других знаков;
- возможность использования в различных ситуациях - в деловой документации, в печатной рекламе, для теле- и кинорекламы, световой рекламы. Он может быть отпечатан на ткани, отштампован на литейных изделиях, увеличен или уменьшен в размерах;
- цветовая индивидуальность.
Важно отметить, что товарные знаки и знаки обслуживания приравниваются в правовом режиме (равенство условий и последствий их регистрации). ГК РФ не содержит ни одной нормы, которая бы распространяла свое действие только на товарные знаки или только на знаки обслуживания. Различаются они лишь по объекту маркировки: если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют товары определенных производителей, то знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг, оказываемых разными лицами.
Товарные знаки призваны выполнять следующие функции:
- информационная (каждый знак отсылает человека к обозначаемому предмету);
- отличительная (товарный знак характеризуется отсылкой к определенному товаропроизводителю);
- гарантийная (помимо простого отличия одного товара от другого товарный знак гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара, его качество и репутацию на рынке);
- рекламная (товарный знак выделяет из массы однородных товаров именно данный товар);
- ограничительная (товарный знак запрещает другим лицам его использование без разрешения) .
Наряду с отличительной функцией товарный знак вызывает у потребителей определенное представление о качестве продукции. Являясь своего рода визитной карточкой предприятия, товарный знак обязывает предприятие дорожить своей репутацией и постоянно заботиться о повышении качества продукции. Одной из важных функций товарного знака является реклама выпускаемых изделий, поскольку завоевавший доверие товарный знак способствует продвижению любых товаров, маркированных данным знаком. Известно, что на мировом рынке цена изделий с товарным знаком в среднем на 15 – 25 % выше, чем цена анонимных товаров.
Являясь центральным элементом коммерческой деятельности предприятия, товарные знаки играют важную роль при использовании во всех современных видах рекламы (объявления в прессе, выпуск специальных изданий, плакаты, световая реклама, реклама по телевидению и т.д.).
Во всех случаях товарный знак должен быть воспроизведен в таком виде, в котором он зарегистрирован.