Товарный знак и коммерческое обозначениеМатериалы / Правовой режим товарных знаков по современному гражданскому законодательству Российской Федерации / Товарный знак и коммерческое обозначениеСтраница 1
Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.
Согласно определению, данному законодателем, коммерческое обозначение – это обозначение, используемое для индивидуализации предприятия. Под предприятием следует понимать имущественный комплекс (бизнес).
Одно предприятие может иметь только одно коммерческое обозначение, а одно коммерческое обозначение может индивидуализировать несколько предприятий.
Появление в Законе (IV часть ГК РФ) положений о коммерческом обозначении ставит вопрос: чем различаются между собой товарный знак и коммерческое обозначение?
Изучение положений о товарных знаках и коммерческом обозначении позволяет составить следующую сравнительную характеристику этих норм права (таблица 2.2)
Таблица 2.2 – Сравнительная характеристика товарного знака и коммерческого обозначения
Основные характеристики коммерческого обозначения |
Основные характеристики товарного знака (знака обслуживания) |
- служит для индивидуализации юридического лица – организации или индивидуального предпринимателя; |
- служат для индивидуализации товаров и услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а не предприятий и организаций; |
- не подлежит государственной регистрации; |
- подлежит государственной регистрации с выдачей свидетельства; |
- правообладателем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель; |
- правообладателем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель; |
- Одно предприятие может иметь только одно коммерческое обозначение; |
- количество не лимитируется; |
- его употребление должно быть известно на определенной территории; |
- действительно на территории всей РФ и в странах регистрации; |
- должны обладать различительной способностью; |
- должны обладать различительной способностью; |
- не должно быть сходным до степени смешения с фирменными наименованиями, товарными знаками и коммерческими обозначениями других организаций; |
- не должны быть сходны до степени смешения с другими товарными знаками, коммерческими обозначениями, фирменными наименованиями, государственными символами и т.п.; |
- должно непрерывно использоваться с временным разрывом не более одного года; |
- правовая охрана прекращается, если не использовался непрерывно более 3-х лет; |
-может включать элементы фирменного наименования; |
- коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке; |
- может применяться для индивидуализации нескольких предприятий одного юридического лица; |
- размещаются на товарах, этикетках, упаковках, при оказании услуг, в предложениях, рекламе и т.п.; |
- организация (индивидуальный предприниматель) должна заниматься коммерческой деятельностью. |
- может быть коллективным; - знак охраны ®; - относится к определенному перечню товаров, заявленных при регистрации. |