Правовое регулирование реализации права граждан на информацию в Республике БеларусьМатериалы / Правовое регулирование реализации права граждан на информацию в Республике БеларусьСтраница 4
Субъективное право на информацию характеризуется не только разнообразием видов дозволенного поведения, но и субъектным составом такого права. Субъективным правом на информацию могут обладать человек; государство, государственные органы; юридические лица и организации, не имеющие статуса юридического лица (например, общественные объединения).
Отметим, что каждой категории субъектов будут свойственны определенные субъективные права на информацию. Например, правом на информацию, составляющую государственную тайну, может обладать только государство, которому не может принадлежать коммерческая тайна, а обладателем личной тайны может быть только физическое лицо. При этом некоторые виды субъективных прав являются сравнительно универсальными (например, акционером, имеющим право на получение информации, может выступать и государство, и физическое лицо, и общественная организация).Таким образом, очевидно, что право на информацию является комплексной категорией, в связи с чем в юридической литературе встречается классификация субъективных прав на информацию, которая проводится по разным критериям. В зависимости от подразделения системы права выделяют право на информацию в международной правовой системе и право на информацию в национальной правовой системе.
В узком смысле, как отмечалось ранее, право на информацию определяется как право на получение информации (следовательно, будет являться относительным правом). В широком же смысле право на информацию будет состоять из абсолютного (право на информацию, оставляющую персональные данные, ноу-хау, коммерческую тайну, государственные секреты) и относительного (право на получение информации и обязанность не разглашать информацию, составляющую тайну) прав.
В зависимости от видов информации, по поводу которой складываются правовые отношения, выделяют право на государственные секреты, право на информацию, составляющую коммерческую тайну, ноу-хау, персональные данные. Однако, на наш взгляд, такая классификация прав на информацию представляется нецелесообразной в силу того, что в данном случае категория права имеет однородный характер, а на виды подразделяется лишь сама информация.
И, наконец, в силу того, что право на информацию имеет двойственный характер и относится к основным и естественным неотчуждаемым правам, рассмотрим более подробно данную взаимосвязь. Наиболее тесная связь права гражданина на информацию прослеживается с группой политических и группой личных прав, которая объясняется тем, что информация может носить различный характер (может быть общественной и личной). Из группы личных прав исследуемое право тесно связано с правом на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, гарантированным Конституцией и означающим как отсутствие вмешательства со стороны государства в сам процесс формирования мнений и убеждений личности, так и защиту от вмешательства в мыслительный процесс, запрет идеологического влияния. По сути, здесь речь идет о свободе создания информации, которая связана с мыслительной деятельностью личности. В данном смысле свобода мнений и убеждений близка понятию права на информацию. Однако существуют и различия, связанные прежде всего с тем, что понятия «мнение», «убеждение» и «информация» не тождественны. В части 2 статьи 33 Конституции Республики Беларусь прямо закреплено, что «никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них». Возможность свободного выражения мнений и убеждений неотделимы от свободы слова, которую составляет возможность, гарантированная государством, выражать беспрепятственно и по своему усмотрению собственное мнение относительно различных сфер общественной и политической жизни как устно, так и через средства массовой информации, иным законным способом. Составить же собственное мнение относительно конкретных явлений, событий, фактов без определенной информации невозможно. Следовательно, свобода мнений и убеждений и право на информацию тесно взаимосвязаны по той причине, что отсутствие информации делает невозможным составить определенное мнение либо сформировать убеждение относительно конкретного процесса.
Право на информацию по своему содержанию очень близко к свободе массовой информации, гарантируемой Конституцией Республики Беларусь. Под свободой массовой информации понимается свободное распространение любой информации, кроме информации ограниченного доступа, посредством средств массовой информации. Конституционные нормы, гарантирующие свободу массовой информации, нашли свое отражение и дальнейшее развитие в Законе Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации». Данным Законом гражданам в целом, и журналистам в частности, гарантируется право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию. Данное право журналист может реализовать посредством запроса либо обращения в государственные органы и организации, предприятия, учреждения, органы общественных объединений либо в их пресс-службы, при этом руководители или иные уполномоченные лица в пределах своих должностных полномочий обязаны предоставить запрашиваемую информацию. Закон прямо устанавливает запрет на создание и финансирование тех организаций, органов, «в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации».