Экстрадиционный процесс в украинском законодательствеМатериалы / Экстрадиция в уголовном праве и правоприменительной практике / Экстрадиционный процесс в украинском законодательствеСтраница 1
Гуманизация уголовного процесса, создание действенной системы защиты прав человека, является одним из основных направлений в области уголовной юстиции на международном уровне. Европейская конвенция о выдаче правонарушителей содержит ряд важных гарантий защиты прав лица, вовлеченного в экстрадиционную процедуру.
Главным образом эти гарантии направлены, на защиту интересов выдаваемого лица от возможных преследований со стороны запрашивающего государства и выражаются в форме отказа в выдаче.Международно-правовой механизм экстрадиции в рамках Европейской конвенции содержит достаточно эффективную систему защиты прав выдаваемого лица от преследований и неправомерного обращения со стороны запрашивающего государства. За пределами такого механизма остаются вопросы защиты прав человека в запрашиваемом государстве. Конвенция исходит из того, что процедура рассмотрения ходатайств о выдаче запрашивающим государством международно-правовыми нормами не регламентируется.
С точки зрения национального законодательства Украины очевидно, что получение запроса о выдаче не может являться основанием для задержания подозреваемого или заключения его под стражу. Все гарантии прав человека, предусмотренные законодательством Украины и ее международно-правовыми обязательствами, должны быть строго соблюдены по отношению к иностранцу, каковым является лицо, подлежащее выдаче. Другое отношение может и должно рассматриваться как дискриминация по признаку гражданства. Считается, что момент задержания и ареста с целью обеспечения процедуры выдачи не следует устанавливать международными договорами. Это является вопросом внутреннего права запрашиваемого государства. Международно-правовое обязательство государства состоит в выполнении требования о выдаче. То, каким образом оно обеспечит выполнение своих договорных обязательств - его внутреннее дело.
В соответствии со статьей 9 Международного Пакта о гражданских из политических правах, никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Основания для ареста любого лица, находящегося в сфере юрисдикции Украины является судебное решение или санкция прокурора. Никаких изъятий для лиц, в отношении которых ведется экстрадиционное производство, закон не предусматривает. Следовательно, задержание и арест запрашиваемого лица не могут быть произведены ни на основании запроса (требования) о выдаче, ни на основании постановления о заключении под стражу, поступивших от иностранного государства, без принятия соответствующего решения компетентными органами Украины.
На основании этого можно сделать вывод о том, что распоряжение о заключении под стражу, сделанное компетентными органами иностранного государства, не подлежит исполнению правоохранительными органами Украины, но является необходимым основанием для принятия ими решения об аресте. Когда речь идет об аресте с целью обеспечения рассмотрения вопроса о выдаче, такое решение выносится в соответствии с международно-правовыми обязательствами и национальным законодательством Украины и с учетом просьбы об аресте, поступившей от запрашивающей стороны.
Кроме данных, содержащихся в постановлении о заключении под стражу ("detention order"), а также иных представленных запрашивающей стороной документах, также должны оцениваться все обстоятельства, служащие основанием для избрания такой меры пресечения по национальному законодательству Украины.
Институт экстрадиции представляет собой сочетание суверенных прав государства с правами человека. Решение вопроса о экстрадиции - суверенное право государства, но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и внутреннего права, включая и те, что относятся к правам человека. В любом случае, выдача преступников - не обязанность, а право государства.
В наше время институт экстрадиции играет важную роль в укреплении и развитии международного сотрудничества между государствами. Так же большое влияние возможности экстрадиции оказывают и на охрану законных интересов, прав и свобод личности, общества и государства, на укрепление международного правопорядка и борьбу с преступностью.
Нормативное регулирование экстрадиции на международно-правовом и внутригосударственном уровне еще не сложилось в полном объеме: оно, как и экстрадиционная практика, переживает период интенсивного развития с учетом вызовов международному сообществу со стороны преступности и терроризма. В связи с тем, что транснациональная преступность не может быть пресечена национальными мерами, вопрос о международном сотрудничестве в сфере уголовного правосудия приобретает особую значимость.