Понятие и признаки малого предпринимательства в Российской ФедерацииМатериалы / Правовой статус субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации / Понятие и признаки малого предпринимательства в Российской ФедерацииСтраница 1
В научной литературе правовое положение субъекта правоотношений обычно отождествляется с его правовым статусом, правосубъектностью.
Как отмечает Н.И. Матузов: "Слово "статус" в переводе с латинского означает "положение, состояние кого-либо или чего-либо".
При определении правового статуса существуют два основных подхода. Одни авторы рассматривают понятие "правовой статус" и "правовое положение" как синонимы. Другие авторы разграничивают эти понятия, причем, как правило, первое рассматривается частью (ядром) второго, более того, этими понятиями нередко определяются различные по содержанию явления: правовой статус представляется как некая модель поведения, а правовое положение - как реальные общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации норм права в конкретных правоотношениях.
Особенности правового статуса для каждого субъекта раскрываются применительно к отрасли права, определяющей сферу правоотношений, участником которых тот или иной субъект становится, реализуя при этом ту или иную группу субъективных прав и обязанностей.
С принятием ФЗ № 209-ФЗ интерес исследователей к различным аспектам деятельности малого предпринимательства усилился. Закон вносит некоторые изменения в понятие "малое предприятие". Кроме того, он впервые вводит в оборот такие понятия, как "среднее предприятие" и "микропредприятие".
Любое исследование должно начинаться с основных понятий, так же одной из задач ФЗ № 209-ФЗ является определение понятий, которые используются в сфере регулирования отношений по развитию малого и среднего предпринимательства. Таким образом, выясним каких субъектов предпринимательской деятельности можно отнести к малым.
Ст. 3 ФЗ № 209-ФЗ закрепляет, что "субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ФЗ № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям".
Упомянутые положения установлены ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ, которая имеет важное практическое значение, так как определяет требования, выполнение которых дает возможность хозяйствующим субъектам получить статус субъекта малого или среднего предпринимательства и, следовательно, воспользоваться предусмотренными специальным законодательством гарантиями.
Согласно ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
а) физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица - индивидуальные предприниматели;
б) малые (включая микропредприятия) и средние предприятия.
Необходимо выяснить критерии отнесения предприятий к малым. Важным новшеством ФЗ № 209 по сравнению с ФЗ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", который утратил силу, является то, что он устанавливает практически универсальные требования, как к предприятиям, так и к индивидуальным предпринимателям, соблюдение которых позволит отнести их к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Критерии, закрепленные ст. 3 ФЗ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, применялись только к коммерческим организациям, а индивидуальные предприниматели относились к субъектам малого предпринимательства автоматически, вне зависимости от соответствия их указанным параметрам.
Таким образом, в настоящее время, согласно ст. 4 ФЗ № 209, для отнесения индивидуальных предпринимателей и организаций к числу субъектов малого и среднего предпринимательства имеют значение следующие критерии: