Принципы государственной службыМатериалы / Государственная служба в РФ / Принципы государственной службыСтраница 1
Государственная служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы, которые закреплены в ст. 5 ФЗ «Об основах государственной службы».
Нормы данного ФЗ являются исходными для всех иных законов и других нормативных актов, как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ. Поэтому принципы, закрепленные в данном Законе, не просто выражают его содержание, раскрывают его смысл, они образуют исходные начала организации государственной службы в Российской Федерации.Согласно ст. 3 Федерального Закона «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 №58-ФЗ построение и функционирование системы государственной службы основаны на нижеизложенных принципах.
1. Принцип федерализма, обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Данное положение вытекает из федеративного устройства Российской Федерации. В организации государственной службы принцип разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами выражается в том, что федеральная гражданская служба, военная и правоохранительная службы находятся в ведении Российской Федерации, а государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации - в совместном ведении.
2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.
В соответствии со ст.2,18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, а следовательно, и государственных служащих.
3. Равный доступ граждан к государственной службе, без какой-либо дискриминации.
Согласно ч. 4 ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении государственной службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой принадлежности и т.д. Реализуется принцип посредством участия граждан в конкурсе на вакантные государственные должности государственной службы.
Гражданину, достигшему 18 лет, но не старше 60 лет, претендующему на государственную должность, необходимо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему этой должности. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:
- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- лишения его судом права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
- наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
- наличия близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или непосредственной подконтрольностью одного из них другому;