Принципы и метод правового регулирования
предпринимательской деятельностиМатериалы / Правовое регулирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности / Принципы и метод правового регулирования
предпринимательской деятельностиСтраница 1
Под принципами правового регулирования предпринимательской деятельности понимаются основополагающие идеи, исходные начала, закрепленные в нормах права и имеющие в силу этого общеобязательный характер.
Обычно принципы права, в том числе принципы, составляющие основу экономических отношений, закрепляются в Конституции, конституционных и иных фундаментальных законах. Так, конституции большинства государств, в том числе наша Конституция, содержат нормы, регулирующие отношения в области экономики. Применительно к конституционной основе экономики Республики Беларусь можно предложить следующую систему общих конституционных принципов, которые определяют характер правового регулирования предпринимательской деятельности.1. Принцип свободы предпринимательской деятельности является, безусловно, основным конституционно-правовым началом для построения всей системы правового регулирования предпринимательской деятельности. В соответствии с положением ч.4 ст.13 Конституции "государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". [1, ст.13]
Возможность ограничения свободы предпринимательства "в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц" и "только в случаях, предусмотренных законом" следует и из нормы ч.1 ст.23 Конституции. [1, ст.23]
В условиях же чрезвычайного или военного положения осуществление полномочий, вытекающих из права на свободное предпринимательство, может быть приостановлено в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом (ч.1 ст.63 Конституции).
На основании изложенного рассматриваемый конституционный принцип целесообразно сформулировать как принцип свободы предпринимательской деятельности в решках правовых предписаний, направленных на охрану общественных интересов. Иными словами, речь идет об ограниченной (государством) свободе.
2. Принцип равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности (ч.2 ст.13 Конституции). Данный принцип имеет юридический характер. С экономической же точки зрения речь идет о принципе юридического равенства форм собственности, под которым понимается равенство возможностей, предоставляемых всем субъектам присвоения. Производным от названного принципа является принцип равенства правового статуса субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности. [17, с.17]
3. Принцип неприкосновенности собственности как основа имущественных отношений в экономике закреплен в ст.44 Конституции. Собственность - это ядро экономической и правовой системы, фундамент любой общественно-экономической формации, поэтому собственнику (как частному, так и государственному) необходимо обеспечить стабильности в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом. При несоблюдении этого условия никакая экономика функционировать не может. При этом указанный принцип не исключает возможность принудительного отчуждения имущества, но лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда (ч.6 ст.44 Конституции).
4. Принцип государственного управления экономикой. В Республике Беларусь данный принцип нашел отражение в ч.4 ст.13 Конституции, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и част ной экономической деятельности в социальных целях. При этом ч.5 ст.13 Конституции закрепляет основное требование, которому должно соответствовать государственное управление экономической деятельностью, - его социальную направленность. [17, с.17]
5) Безусловно, определенные особенности экономической системы зависят от существования и содержания так называемых общепризнанных (всеобщих) принципов права. При этом, в данной сфере общественной жизни эти принципы имеют свой, присущий для данной области комплекс императивов. Так, принцип верховенства права (ст.7 Конституции), являясь общеотраслевым, в отношении предпринимательской деятельности рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, осуществление предпринимательской деятельности должно проходить в строгом соответствии с требованиями норм права, а с другой - деятельность уполномоченных государственных органов по регулированию этой деятельности также должна соответствовать указанным требованиям. Меры по обеспечению верховенства права в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности предусмотрены, в частности, ст.12 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, которая закрепляет возможность признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акта законодательства, нарушающего гражданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) организации. [2, ст.12]