Проблема нелегальной миграции в РФМатериалы / Правовое регулирование труда иностранных граждан, находящихся на территории России / Проблема нелегальной миграции в РФСтраница 4
Постановлением Правительства РФ от 25.11.1995 N 1158 «Об утверждении требований к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому к иностранным гражданам и лицам без гражданства при их обращении за визой на въезд в РФ на срок свыше трех месяцев» установлены требования к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции.
Сертификат должен содержать:1) паспортные данные или данные документа, его заменяющего (имя, фамилия обследованного; день, месяц, год рождения; N паспорта или документа, его заменяющего; страна постоянного или преимущественного проживания);
2) сведения о планируемом периоде пребывания в Российской Федерации;
3) информацию о проведенном исследовании крови на наличие ВИЧ-инфекции (дата проведенного исследования; подпись врача, выполнившего исследование; серия диагностикума, с помощью которого проводилось исследование; печать учреждения, где произведено исследование; подпись обследованного).
Сертификат заполняется на русском и английском языках и действителен в течение трех месяцев со дня проведения исследования.
Отмечаются неединичные факты использования работодателями иностранных работников для трудовой деятельности по профессиям и в субъектах Российской Федерации, которые не указаны в разрешениях на привлечение и использование иностранных работников. Как правило, при получении разрешения работодателями заявляется потребность в работниках, занимающихся неквалифицированным трудом, дефицит которых имеется в Российской Федерации, тогда как фактически привлеченные таким образом иностранные работники назначаются в последующем на должности, требующие квалификации различной степени. Документы же, подтверждающие профессиональную квалификацию, требуются не всегда.
Широко распространенны случаи нарушения работодателем трудового и налогового законодательства в отношении иностранных работников. Работодатели часто не заключают с иностранными гражданами трудовые договоры, что позволяет работодателям уклоняться от уплаты налогов, отпусков, больничных листов и полисов, а также от обязанности обеспечения иностранца жильем. Все это становится возможным только благодаря несовершенству российского трудового и миграционного законодательства. В законодательной базе отсутствуют действенные меры ответственности работодателей за не оформление трудового договора в установленный законом срок, за не передачу работнику второго экземпляра трудового договора, за выплату заработной платы, за не обеспечение надлежащих условий труда, что в итоге способствует серьезным деформациям рынка труда в России, ущербу российской экономики, социальной сферы.
В органы миграционной службы не поступают сведения о досрочном расторжении трудовых договоров с иностранными работниками, об их личной инициативе оставить места работы или места пребывания, что препятствует осуществлению контроля за законностью пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Пользуясь бесправным положением мигрантов, работодатели повсеместно грубо нарушают права иностранных работников при осуществлении ими трудовой деятельности. Такие нарушения обусловлены стремлением хозяйствующих субъектов получать максимальную прибыль за счет ущемления трудовых прав иностранных работников, защита которых затруднена зависимостью от работодателей, незнанием норм трудового законодательства. Так, вопреки требованиям ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовых договорах с иностранными работниками не указываются такие существенные условия, как конкретные трудовые функции работников, права и обязанности сторон, характеристика условий труда, компенсации и льготы работникам, режим труда и отдыха, виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. При этом копии трудовых договоров работникам выдаются не всегда, трудовые книжки также не заводятся. В трудовые договоры включаются положения, существенно ущемляющие права работников, - о не предусмотренных законодательством основаниях для увольнения, продолжительности рабочего времени свыше установленной законом, периодичности оплаты труда и др.