Правовое регулирование иностранных инвестицийМатериалы / Право собственности в международном частном праве / Правовое регулирование иностранных инвестицийСтраница 2
Примирительная процедура направлена на достижение соглашения между спорящими сторонами. В том случае, если Примирительная комиссия придет к выводу о том, что соглашение между сторонами маловероятно, она прекращает процедуру и составляет доклад с записью об этом.
Комиссия также прекращает работу в случае неявки или отказа одной из сторон от участия в примирительной процедуре. Таким образом, примирительная процедура мало напоминает судебную систему разрешения споров, поскольку все действия Примирительной комиссии построены на волеизъявлении спорящих сторон. Вместе с тем умалять значение примирительной процедуры было бы неверным, поскольку авторитет субъектов инвестиционных правоотношений, в том числе и государства-реципиента, не исчерпывается только соблюдением правовых норм.В отличие от примирительной, результатом арбитражной процедуры является вынесение решения. Решение Арбитража обязательно для спорящих сторон и не подлежит обжалованию, за исключением тех случаев, которые прямо предусмотрены в этой Конвенции. Каждое государство — участник данной Конвенции — обязано обеспечить исполнение вынесенного Арбитражем решения в соответствии со своим национальным законодательством, регулирующим исполнение судебных решений.
С точки зрения изучения МЧП представляет интерес ст. 42 Конвенции, формулирующая нормы о применимом праве. В соответствии с данной статьей Арбитраж при рассмотрении спора применяет право, указанное сторонами в соглашении. В случае, если соглашение отсутствует, Арбитраж применяет право государства-реципиента, участвующего в споре, а также нормы международного права. Арбитраж не вправе выносить неопределенные решения, ссылаясь на отсутствие правовых норм, и, кроме того, при вынесении решения может основываться на «справедливости и доброй совести, если стороны договорятся об этом» (п. 3 ст. 42).
Другой источник МЧП по вопросам регулирования иностранных инвестиций Сеульская конвенция, которая была принята с целью защиты иностранных инвесторов от некоммерческих (политических) рисков. На основании этой Конвенции была учреждена межгосударственная организация, занимающаяся страхованием инвестиционных рисков, — Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. Согласно данной Конвенции инвесторы заключают гарантийные соглашения с Агентством, на основании которых будут осуществляться выплаты денежных компенсаций при наступлении страхового случая. Условием предоставления гарантий является экономическая обоснованность капиталовложений. После выплаты соответствующей компенсации инвестору Агентство приобретает право требования перечисленных сумм у государства-реципиента.
В этой Конвенции определяются следующие виды некоммерческих рисков, от наступления которых Агентство страхует:
1) перевод валюты (введение государством-реципиентом ограничения на перевод валюты и перевод прибыли, полученной в результате деятельности инвестора, за границу);
2) экспроприация или аналогичные меры (любые действия государства, в результате которых инвестор лишается права собственности на свои капиталовложения);
3) нарушение договора (речь идет об отказе государства-реципиента от договора с инвестором);
4) война и гражданские беспорядки.
Согласно этой Конвенции Агентство предоставляет гарантии от некоммерческих рисков, включал совместное и повторное страхование.
Анализ деятельности иностранных инвесторов показывает, что международно-правовая защита инвестиций является более действенным инструментом в привлечении инвесторов, чем закрепление аналогичных гарантий в национальном законодательстве. Так, например, ратификация Россией Сеульской конвенции способствовала созданию условий для притока иностранного капитала в экономику страны.
Другой составляющей регулирования иностранных инвестиций является национально-правовое регулирование. Анализ российского законодательства показывает, что Россия испытывает потребность в притоке иностранного капитала, особенно в отрасли материального производства. В связи с этим российским законодателем закрепляются такие важные для иностранных инвесторов принципы, как предоставление национального режима, гарантированность компенсаций в случае некоммерческих рисков (например, при национализации или реквизиции иностранного имущества), создание благоприятного инвестиционного климата путем предоставления налоговых, таможенных льгот и другие.
В аспекте МЧП национально-правовое регулирование осуществляется посредством коллизионного метода (при исключении национальных материальных норм из нормативного состава МЧП). Хотя следует подчеркнуть, что именно в, данной сфере правоотношений наличие специальных материальных норм, предусматривающих закрепление гарантий иностранным инвесторам от некоммерческих рисков, а также закрепляющих общие принципы правового режима инвестирования, является особенно показательным. Еще раз подчеркну, что обращение отечественного правоприменителя к материальным нормам внутреннего законодательства (даже если эти нормы являются нормами специального характера) будет осуществляться после предварительного решения вопроса о применимом праве.