Приобретение прав гражданстваМатериалы / Становление и развитие института гражданства в Древнем Риме / Приобретение прав гражданстваСтраница 2
Закон Каракаллы даровал civitas только подданным Римской империи. Вследствие этого все неподданные (варвары - германцы, славяне и т.д.) и в праве Юстиниана считаются за peregrini. Но римское право к тому времени, как известно, само настолько пропиталось принципами jurisgentium, что в области гражданского права существенных различий между подданным и неподданным нет.
И с этой точки зрения старое учение о statuscivitatis как необходимом условии гражданской правоспособности почти утратило свой практический смысл.Основой всего древнеримского строя была, как уже известно, семья - familia; она являлась базисом государственной и общественной жизни. Вне принадлежности к той или другой семье, а через нее к тому или другому роду (gens), нельзя было в древнейшее время быть и гражданином - civis. С этой точки зрения, familia так же, как и civitas, и libertas, составляет естественное предположение гражданской правоспособности: все три status выходят в конце концов из одного и того же источника.
Древнейшая римская семья есть семья строго патриархальная. Она представляет замкнутый для внешнего мира круг, абсолютным владыкой и единственным представителем которого перед внешним миром является paterfamilias.
По отношению ко всему, что входит в состав familia, paterfamilias есть господин - herus; власть его абсолютна и юридически совершенно одинакова: и лица, и вещи находятся перед ним в одинаковом положении. Эта абсолютная власть носила в древнейшее время название manus. С течением времени юридическое положение различных элементов семьи дифференцировалось, и тогда власть paterfamilias над каждым из этих элементов приобрела свое особое обозначение, но первоначальное единство власти сказывается еще в некоторых выражениях, сохранившихся и в позднейшее время. Старое общее название manus стало специальным названием власти мужа над женой; власть paterfamilias над детьми обозначается термином уже patriapotestas, но освобождение из этой власти обозначается термином emancipatio, в корне которого стоит еще старое manus (e-man-cipatio). Власть господина над рабами характеризуется как dominicapotestas, но прежнее название звучит еще в выражении manu-missio. Наконец, термины resmancipi и necmancipi, mancipatio свидетельствуют о том, что и власть над вещами (собственность, dominium) в древнейшее время также обозначалась общим словом manus.
Вовне личность paterfamilias совершенно закрывает собою всех свободных членов семьи (жену, детей); все они охвачены одной общей оболочкой, внутрь которой доступа внешнему миру нет. Мало-помалу, однако, и в этом отношении совершается эволюция: жена и дети постепенно получают признание своих особых прав, старая патриархальная оболочка разрыхляется, и семья все более и более превращается из некоторого юридического единства в союз самостоятельных субъектов; но эта эволюция совершается в Риме медленно, на протяжении всей его истории, и даже в конце развития римская семья более, чем у многих других народов, сохранила патриархальный оттенок.
Ввиду такого строения семьи, смотря по положению в ней, все лица с точки зрения гражданской правоспособности распадаются на две категории: personaesuijuris и personaealienijuris.
К первым относятся только paterfamilias, то есть лица семейно-самостоятельные. Нет необходимости, чтобы paterfamilias был действительно отцом, имел семью и детей; нужно только, чтобы лицо не было подчинено чьей бы то ни было власти в семейном порядке. Только лица семейно-самостоятельные суть субъекты права для себя и за свой счет - personaesuijuris; только они могут иметь свое имущество и приобретать права для себя.