Роли личностей в формировании правовой системы государстваМатериалы / Личность и правовая система / Роли личностей в формировании правовой системы государстваСтраница 1
Роли личностей в формировании правовой системы отдельного государства зависят от форм правления, устройства, режима данного государства.
Форма правления - форма представляющая собой структуру высших органов государственной власти.
По данной форме государства делятся на монархии и республики.Монархия - такая форма правления, при которой власть осуществляется единолично и переходит по наследству.
По мнению Хропанюка В.Н., для монархии присущи следующие черты:
1) существует единая власть в лице одного правителя (Монарха);
2) власть передаётся по наследству;
3) Монарх не несёт юридической ответственности за свои действия.
По степени распространённости власти правителя выделяют следующие типы монархий: абсолютная, ограниченная (конституционная).
При абсолютной монархии власть монарха никем и ничем не ограничивается. В государствах с конституционной монархией - власть ограничивается парламентом и другими государственными органами.
Таким образом, правитель при абсолютной монархии в издаваемых законах (источниках правовых норм) утверждает, отменяет или изменяет правовые нормы для данного государства. При конституционной монархии монарх может лишь предлагать проекты законов, а утверждает их парламент. В рассматриваемом случае каждый член парламента тоже влияет на структуру системы, голосуя за введение или не введение закона, предлагая проект закона или поправки к нему. В любом случае роль монарха играет значительную роль в формировании правовой системы страны.
Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами.
Для данной формы правления характерны следующие свойства:
выборность органов;
осуществление государственной власти с разрешения выборщиков (людей, которые выбирают);
юридическая ответственность Главы государства.
В зависимости от устройства государства учёные выделяют парламентские и президентские, социалистические республики.
В парламентской республике вся власть принадлежит парламенту. Парламент назначает своего представителя на пост правителя государства.
Глава государства обнародует законы, формирует правительство, имеет право на роспуск парламента.
Парламент принимает законы, а правитель может лишь предложить ему законопроект на рассмотрение.
Президентская республика - разновидность республики, при которой наряду с парламентской властью существует власть президента. Президент является Главой государства. Президент избирается гражданами государства, а не парламентом. Это делает его менее зависимым от данного органа. Президент имеет право роспуска парламента, что в конечном итоге может повлиять на отмену, изменение, ввод правовых норм. Так же, как и Глава государства в парламентской республике, Президент может предложить парламенту законопроект. Следовательно, в Теории Государства и Права различий между полномочиями президента в президентской республике и Правителем в парламентской республики нет. Их влияние в отдельных странах на правовую систему определяется законодательством данных государств.
Социалистическая республика - республика, в которой ведущая роль в управлении принадлежит представительным органам, руководство социальной, культурной, хозяйственной жизни соединено в единый государственный механизм, создаются предпосылки для руководящей роли рабочего класса. Для данной формы характерно то, что у власти находится только одна партия. Она назначает Правителя. Таким образом, только члены партии могут влиять на правовую систему при данной форме правления.