Наказание в виде лишения свободы – одна из мер государственного принужденияМатериалы / Уголовное наказание в виде лишения свободы / Наказание в виде лишения свободы – одна из мер государственного принужденияСтраница 2
Наказание призвано устанавливать торжество законности и справедливости в обществе, при соблюдении принципа неотвратимости оно выступает как серьезное средство профилактики преступления.
В результате можно сделать следующий вывод, что под наказанием по российскому уголовному праву следует понимать особую меру государственного принуждения, включающую в себя как карательные элементы, так и воспитательные, назначаемую судом лицу, виновному в совершении преступления и влекущую судимость.
Наказание выражает от имени государства и общества отрицательную правовую, социальную и моральную оценку преступного деяния и преступник.Уголовное наказание является одной из наиболее сложной и многогранной в уголовно-правовой науке. Её значение определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания. Уголовная наказуемость является обязательным признаком понятия преступления. Наказание – это реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасное деяние не влечёт за собой наказания, оно не может считаться преступлением.
Государство, применяя различные виды лишения свободы, ставит перед ними специфические цели. Прежде всего, лишение свободы применяется в интересах следствия для того, чтобы лицо, подозреваемое в совершении преступления, не мешало его проведению или не скрылось от следствия и суда. В рабовладельческом и феодальном обществе лица, осужденные к смертной казни или подлежащие телесным наказаниям, содержались в местах лишения свободы до момента исполнения этих наказаний. Лишение свободы может быть мучительным способом казни человека. Как уголовное наказание лишение свободы получило широкое применение в эпоху становления капиталистических отношений, создавших материальную базу для его реализации.
В России на современном этапе наказание в виде лишения свободы на определенный срок относится к числу наиболее часто применяемых в судебной практике. Его составляющая от общего числа осужденных, достигнув в 1998 г. 45,2%, в последующие годы колебалась в диапазоне 36–39%, а в 1999 г. упала до 33,9%. Впрочем, в абсолютном значении число осужденных к этому виду наказания в 1998–2002 гг. непрерывно росло (с 203 359 до 373 519). Применение лишения свободы за совершение отдельных видов преступлений, наиболее часто встречающихся в следственной и судебной практике, еще выше. Так, в 2000 г. к указанному наказанию было приговорено 38,2% осужденных за преступления, связанные с наркотиками и сильнодействующими веществами, 39% – за получение взятки без отягчающих обстоятельств, 50% – за присвоение вверенного имущества при отягчающих обстоятельствах, 79,9% – за кражу при отягчающих обстоятельствах.
Наказание в виде лишения свободы содержит в себе ряд противоречий, из которых наиболее существенными являются следующие:
– стремясь с помощью определенных лишений и страданий принудить человека к законопослушному поведению, государство причиняет ему одновременно излишние страдания, отвращающие осужденного от стремления к исправлению;
– стремясь к социальной реабилитации осужденного, его помещают в такие условия, которые способствуют ослаблению и разрыву этих связей;
– стремясь вернуть оступившегося человека в общество социально здоровых законопослушных людей, его помешают в общество людей, так же или даже в большей степени отклонившихся от социальной нормы, под влияние которых он может легко попасть.
На мой взгляд, отсутствие системы социальной реабилитации лиц с уголовным прошлым, практическая невозможность трудоустройства, отсутствие жилья – эти и другие подобные обстоятельства создают почву для роста рецидивной преступности. Каждое третье раскрытое преступление совершается лицами, ранее вступавшими в конфликт с законом.
Хотелось бы отметить, что в последнее время суды стали чаще применять лишение свободы как наиболее строгий вид наказания членам организованных преступных групп и сообществ.
Однако размер наказания зачастую не соответствует тяжести совершенных ими преступлений. При его назначении необходимо руководствоваться проверенным веками принципом: наказание должно быть достаточно строгим, чтобы удержать самого преступника от рецидива, а также других неустойчивых членов общества от подобного нарушения уголовного закона. Должно быть обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов наказания за совершение преступлений небольшой тяжести и, в частности, по неосторожности. Роль уголовно-правовой санкции как юридической гарантии достижения целей предупреждения преступлений, прежде всего, проявляется в ее сдерживающей функции. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального правонарушителя от совершения преступления, порождает в его сознании борьбу мотивов.