Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения:
понятие, сущность, признакиМатериалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения:
понятие, сущность, признакиСтраница 3
Сторонники иной точки зрения, в соответствии с которой общественная опасность административных правонарушений отрицается, приводят следующие аргументы: административные правонарушения не названы законодателем общественно опасными, отнесение малозначительных деяний, содержащих формальные признаки преступления к области применения административной ответственности [55, c.
93] (ч. ст. 11 Уголовного Кодекса Республики Беларусь 1999 г. (принят Палатой представителей 2 июня 1999 г., одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г., в ред. Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З) [2] (далее УК). На этом основании делается вывод, что административные правонарушения являются не общественно опасными, а общественно вредными. Полагаем, что с данной точкой зрения трудно согласиться, так как общественно опасными следует считать деяния, которые в своей совокупности в определенной исторической обстановке нарушают условия существования данного общества [57, c. 47]. Очевидно, что административные правонарушения в значительной степени нарушают нормальные общественные отношения, как в силу своей массовости, так и в силу повышения уровня правового нигилизма в обществе и их возможном перерастании в уголовные преступления.Применительно к административным правонарушениям в области безопасности дорожного движения следует отметить, что они обладают значительной общественной опасностью, в силу того, что безопасность дорожного движения является одним из важнейших элементов правопорядка и общественной безопасности. Неслучайно большинство противоправных деяний, оцениваемых как административные правонарушения, касается именно правил безопасности. В полной мере это относится к правонарушениям в области безопасности дорожного движения. Так, в преамбуле к Закону Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 313-З «О дорожном движении» (в ред. Закона Республики Беларусь от 7 января 2011 г. № 240-З) [5] (далее Закон «О дорожном движении») определяет правовые и организационные основы дорожного движения в Республике Беларусь в целях охраны жизни и здоровья физических лиц, а также защиты прав, законных интересов и имущества физических и юридических лиц. Безусловно, объектом правового регулирования данного закона является общественная безопасность и правопорядок в области безопасности дорожного движения, что является одним из направлений реализации конституционных принципов, обеспечивающих безопасность граждан и защиту их прав собственности. Естественно, что посягательства на такой объект правовой охраны не могут быть незначительными. Таким образом, очевидно, что общественная опасность является важнейшим элементом содержания административного правонарушения. Если бы административные правонарушения не были общественно опасными, не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершения, создавать аппарат для борьбы с ними, так как общественная опасность в правонарушении всегда первично по отношению к противоправности. Вместе с тем, полагаем, что неправильно отделять от «административного правонарушения» такой его признак, как «общественная опасность» и «вредность», а также рассматривать их обособленно. Логический анализ таких категорий, как «общественная опасность» и «вредность», приводит к выводу о том, что объем понятия «общественная вредность», входит в содержание понятия «общественная опасность», которое является подчиняющим. Каждый деликт, таким образом, содержит в себе опасность и реальное причинение вреда.
Для понимания сущности административных правонарушений в области безопасности дорожного движения следует рассмотреть особенности их состава, так как именно наличие в деянии всех признаков состава административного правонарушения является основанием для применения мер административной ответственности. «Состав административного правонарушения – это закрепленная правом система признаков правонарушения, для которого характерна органичность и полнота» [56, c. 386]. Эти свойства состава административного правонарушения имеют важнейшее практическое значение. Под органичностью здесь понимается обязательное наличие в деянии все элементов состава правонарушения, так как в противном случае данное деяние не может являться административным правонарушением и соответственно быть основанием для применения административной ответственности. Полнота состава административного правонарушения предполагает, что в содержание признаков административного правонарушения могут включаться только законодательно установленные элементы.
Объектом административного правонарушения являются определенные общественные отношения, урегулированные административным правом, на которые посягает правонарушение. Иными словами речь идет о нарушении норм правопорядка. Правонарушением по общему правилу может являться только противоправное и общественно опасное деяние, но при этом следует учитывать, что «любое правонарушение, даже если оно не имело осязаемых вредных последствий, приносит вред правопорядку, причиняя урон общественному правосознанию, внося беспорядок в урегулированные нормами права отношения» [60, c. 306]. С указанным утверждением следует согласится, так как отсутствие адекватных действий государства по отношению к определенного рода правонарушениям не только порождает рост преступности, свидетельствуя о не выполнении государством функции охраны правопорядка, но и отрицательно влияет на правовую культуру общества, которое может выражаться в развитии в нем правового нигилизма.