Сущность и содержание административного наказания за правонарушения в области безопасности дорожного движения
Материалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Сущность и содержание административного наказания за правонарушения в области безопасности дорожного движения
Страница 2

Система административных взысканий, определена нормами ст. 6.2 КоАП, которая содержит закрытый перечень административных взысканий, применяемых за совершение правонарушений, предусмотренных нормами особенной части КоАП.

В отношении правонарушений в области безопасности дорожного движения наиболее применяемыми являются штраф, предупреждение и лишение специального права. Система административных взысканий имеет ряд специфических признаков: она является единственным законодательно установленным перечнем административных взысканий. Они не могут определяться с помощью анализа норм, регулирующих применение мер государственного принуждения, а требуют официального признания их законодателем в качестве административного взыскания. Только в этом случае, помимо нежелательных для лица последствий, их применение повлечет состояние административной наказанности, а сам правоприменительный процесс будет осуществляться согласно правилам производства по делам об административных правонарушениях; административные взыскания устанавливаются только законом, в то время как некоторые другие меры государственного принуждения (дисциплинарная ответственность) регулируются подзаконными актами; система дифференцирует все административные взыскания на основные и дополнительные, при этом, в соответствии с нормами ст. 6.3 КоАП определены административные наказания, которые могут быть только основными, например, (предупреждение, штраф), а так же взыскания, которые могут являться как основными, так и дополнительными (лишение специального права). За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа, указанных в санкции статьи Особенной части КоАП. Система административных взысканий позволяет учитывать характер проступка и личность нарушителя и оказывает на последнего влияние различными способами: через моральное воздействие (предупреждение), через денежные и иные имущественные санкции (штраф), а также воздействуя на личность нарушителя (лишение специального права). В юридической литературе рассмотрение системы административных взысканий обычно сводится к определению круга мер, входящих в нее, а также изучению общих, повторяющихся признаков, характерных для всех либо большинства административных взысканий, и особенностей отдельных ее групп. В административно-правовой литературе предложено несколько критериев для классификации административных взысканий. Так, О.М. Якуба классифицирует исследуемые взыскания в зависимости от того, каким правам и интересам (моральным, имущественным, личным) то или иное взыскание причиняет лишения и страдания [81, c. 46]. По другому классифицирует административные взыскания А.П. Шергин, в зависимости от способов воздействия на правонарушителей, делит на две группы: не связанные с исправительно-карательным воздействием на правонарушителей (предупреждение, штраф, конфискация, лишение определенных прав); связанные с исправительно-карательным воздействием на правонарушителя (административный арест) [76, c. 47]. Интересную в методологическом плане классификацию административных взысканий дает И.И. Веремеенко. Исходя из способа охраны правопорядка и как наиболее общего признака, выражающего социальную роль и функцию санкций, административно-правовые санкции он делит на три группы: административные взыскания (карательные санкции); правовостановительные санкции и санкции реального исполнения. Затем, учитывая различную степень характера ограничений для правонарушителя и объема взысканий, автор подразделяет их на три самостоятельные подгруппы: взыскания морального характера; не имущественные взыскания; взыскания, обращенные на личность правонарушителя [26, c. 70]. Критерием классификации административных взысканий может являться признак длительности воздействия их на сознание лица, совершившего правонарушение. В зависимости от длительности воздействия на нарушителя, административные взыскания можно разделить на две группы: кратковременного воздействия (предупреждение, штраф, изъятие предмета, конфискация); продолжительного воздействия (лишение специальных прав, административный арест, депортация иностранных граждан и лиц без гражданства).

Как нам представляется, наиболее удачной является первая из приведенных классификаций, так как ее признаком является объект применения административного взыскания, то есть цель применения санкции соответствующей правовой нормы. При этом, учитывается два элемента административного взыскания, как карательного и как воспитательного средства, что вытекает из содержания данного понятия. В отношении административных взысканий в области безопасности дорожного движения можно сказать, что предупреждение направлено на сознание правонарушителя путем морального воздействия, то есть носит профилактический эффект и применяется за совершение наименее общественно опасных правонарушений, штраф направлен на имущественную сферу правонарушителя за совершение более общественно опасных правонарушений, лишение специального права направлено на субъективное право правонарушителя, то есть лишение права управления транспортным средством и применяется за наиболее общественно опасные правонарушения в области безопасности дорожного движения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7