Система правового регулирования безопасности дорожного движения:
нормативно-правовые и организационно-правовые аспектыМатериалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Система правового регулирования безопасности дорожного движения:
нормативно-правовые и организационно-правовые аспектыСтраница 5
В рамках осуществления правоприменительных функций, в соответствии с нормами п. 18 Положения ГАИ имеет право останавливать и досматривать транспортные средства, проверять документы, подтверждающие право управления механическим транспортным средством соответствующей категории (водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории); талон к водительскому удостоверению; свидетельство о регистрации (технический паспорт) механического транспортного средства; документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра; разрешение органа связи на использование средств радио- и спутниковой связи при их наличии на транспортном средстве в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, за исключением транспортного средства оперативного назначения; страховое свидетельство (страховой полис), подтверждающее заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
В предусмотренных законодательством случаях ГАИ имеет право: изымать соответствующие документы, производить задержание и принудительную отбуксировку транспортных средств; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; проводить в установленном законодательством Республики Беларусь порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, повлекших угрозу безопасности дорожного движения, для определения наличия в их организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении; использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения, надзора за техническим состоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки транспортных средств, их задержания и принудительной отбуксировки в случаях нарушения правил остановки и стоянки, дешифровки показаний тахографов; осуществлять в установленном законодательством Республики Беларусь порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан, совершивших административные правонарушения.Деятельность ГАИ в области обеспечения безопасности дорожного движения является многоплановой и включает не только правоохранительную и правоприменительную деятельность, но и воспитательную и профилактическую работу. В частности в рамках выполнения положений Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, 2007 год был впервые объявлен Годом безопасности дорожного движения. Основной целью его проведения было намечено обеспечить снижение количества погибших в результате ДТП минимум на 100 человек по сравнению с 2006 г., Программа «Минус 100». Реализация мероприятий в рамках Программы «Минус 100» позволила добиться определенной эффективности и положительных результатов по итогам 2007 г. (минус 208 погибших в ДТП человек на территории республики), в результате чего было принято решение продолжить выполнение Программы «Минус 100», объявив ее очередные этапы: в 2009 г. под девизом «Я сохраню жизнь», в 2010 г. «Вместе за безопасность на дорогах!» (как результат на 2010 г. по отношению к уровню смертности в 2006 г. 572 сохраненных жизней) [28]. В 2011 г. начала действовать республиканская Программа «Взаимопонимание», направленная на создание условий максимальной защищенности всех участников дорожного движения. Программа направлена на формирование: устойчивого уровня законопослушания; изменения сознания участников дорожного движения в плане взаимного понимания, уважения и взаимопомощи; повышения водительской культуры; и создания условий нетерпимости к агрессивному поведению и нарушителям правил дорожного движения.