Общая характеристика правового режима земель лесного фондаМатериалы / Право собственности на землю и право лесопользования / Общая характеристика правового режима земель лесного фондаСтраница 2
Статья 19 Лесного кодекса о праве федеральной собственности имеет важное значение не только как статья, благодаря которой в федеральную собственность было передано свыше 50% земель страны. Она также сыграла роль важного правового прецедента, когда при помощи федерального закона, а не договоров, была разграничена государственная собственность.
Наконец, ст. 19 Лесного кодекса знаменита тем, что стала предметом первого экологического спора, рассмотренного Конституционным Судом РФ по существу. В своем решении от 9 января 1998 г. № 1-П Суд признал Кодекс соответствующим Конституции РФ по порядку принятия. Суд определил, что обеспечить охрану лесного фонда и его рациональное использование возможно только путем общегосударственного управления на основе общегосударственных интересов и федеральной собственности. Если же лесной фонд будет разделен между РФ и отдельными субъектами РФ, поддержание общегосударственных интересов будет затруднено.Функции государственного управления в области лесных правоотношений возложены на МПР России, включая территориальные органы,— лесхозы. В систему органов управления лесным хозяйством входят также национальные парки, которые наделяются правами лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством. Важным принципом организации государственного управления лесным фондом является принцип несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины (ст. 50 Лесного кодекса). Он выражается в том, что МПР России и его территориальные органы не имеют права участвовать в лесозаготовительной и иной коммерческой деятельности. Их задача — регулировать лесопользование других субъектов права в интересах удовлетворения разнообразных потребностей, обеспечивать охрану и воспроизводство лесов.
В функции МПР России и его территориальных органов входят предоставление участков лесного фонда в пользование, выдача разрешительных документов на заготовку и вывозку древесины и других лесных материалов. Министерство организует проведение лесных конкурсов, выносит решения об отнесении лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, ведет государственный учет лесного фонда, осуществляет уход за лесом, а также мероприятия по охране лесов от пожаров, защите лесного фонда от вредителей и болезней леса. МПР России наделено необходимыми контрольными полномочиями. Федеральная собственность на лесной фонд не исключает активного участия субъектов РФ в государственном управлении. Участки лесного фонда не могут быть переданы в аренду, безвозмездное пользование или краткосрочное пользование без решения по этому вопросу соответствующего органа субъекта РФ. Согласие субъектов Федерации требуется для передачи участков лесного фонда по договору концессии.
Правовой режим земель лесного фонда неоднороден и определяется преимущественно двумя факторами: во-первых, существенные различия в правовом режиме возникают в зависимости от группы, к которой отнесены леса; во-вторых, различные правовые требования действуют на лесных и нелесных землях. В соответствии со ст. 55 Лесного кодекса выделяются леса первой, второй и третьей групп. К первой группе относятся леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, а также леса особо охраняемых территорий. Леса первой группы делятся на 20 категорий защитности. Они включают леса, расположенные на защитных полосах вдоль транспортных магистралей, по берегам водных объектов; леса малолесных территорий, имеющие комплексное экологическое значение; леса, предотвращающие процессы эрозии, опустынивания; леса зеленых зон, национальных парков и др.
Лесопользование в пределах соответствующих участков лесного фонда осуществляется с учетом поддержания их защитного значения. Эти леса не имеют эксплуатационного значения. Основные площади лесного фонда в лесах первой группы находятся в общем пользовании граждан и используются для рекреации, сбора ягод, грибов и других видов побочного лесопользования. Частично участки лесного фонда закрепляются за отдельными физическими и юридическими лицами для ведения охотничьего хозяйства, научно-исследовательских работ, организации регулируемого туризма и отдыха.