Институт информационного праваМатериалы / Гражданские правоотношения, возникающие по поводу информации / Институт информационного праваСтраница 5
Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (п. 4 ст. 445 ГК РФ), а если договор заключен – в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
В качестве примера можно привести также ст. 1031 ГК РФ, которая предусматривает обязанность правообладателя передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии.
Статья 804 ГК РФ устанавливает требования к документам и другой информации, предоставляемой экспедитору по договору транспортной экспедиции. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.
Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае ее неполноты запросить у клиента необходимые дополнительные данные.
В случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до ее предоставления. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации.
Глава XIII Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» содержит ряд статей, посвященных установлению порядка предоставления и раскрытия информации об акционерном обществе. Статья 90 этого Закона гласит, что информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями данного Закона и иных правовых актов РФ.
Статья 91 Закона «Об акционерных обществах» регламентирует порядок предоставления обществом информации акционерам. Так, общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 данного Закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества.
В случае использования в отношении открытого общества специального права на участие РФ, ее субъекта или муниципального образования в управлении таким обществом («золотая акция») оно обеспечивает их представителям доступ ко всем своим документам. Причем они должны быть предоставлены в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Оно обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к таким документам, предоставить им их копии, взимаемая обществом плата за предоставление которых не может превышать затраты на их изготовление.
Статья 92 Закона «Об акционерных обществах» предусматривает обязательное раскрытие обществом информации. Так, открытое акционерное общество обязано раскрывать:
годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность;
проспект эмиссии акций в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ;
сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном данным Законом;
иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.