Теоретико-концептуальные аспекты прокурорского надзора как основной функции
прокуратуры при производстве по уголовным делам в суде первой инстанцииМатериалы / Прокурорский надзор в суде первой инстанции / Теоретико-концептуальные аспекты прокурорского надзора как основной функции
прокуратуры при производстве по уголовным делам в суде первой инстанцииСтраница 1
Обычно в научной литературе прокурорский надзор определяется как деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени государства и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов.
Исходя из этого, прокурорский надзор это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, осуществляемый только органами прокуратуры, что определено нормами ст. 125 Конституции Республики Беларусь. Важным направлением работы является надзор за соответствием закону судебных решений. Предметом надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении являются соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению. Обобщенно, прокурорский надзор можно представить как обеспечение верховенства закона, формирования обстановки, необходимой для единообразного и точного применения законов, активного противодействия любым попыткам исказить смысл закона, дать ему истолкование, выгодное тому или иному субъекту правоприменения. Для осуществления прокурорского надзора и достижения его результатов предусмотрены меры прокурорского реагирования. Законом определены виды актов органов прокуратуры, основная их часть имеет правоприменительный характер. К актам прокурорского надзора следует относить протесты, представления, постановления, предписания, официальные предупреждения.Прокурорский надзор, его предмет и пределы, полномочия прокурора, формы и средства устранения нарушений закона имеют ряд специфических признаков, отличающих его от методов контроля за законностью со стороны иных государственных органов. «Прокурорский надзор имеет самые широкие границы, которыми не обладает ни один государственный орган. Он распространяется на все министерства, государственные комитеты, службы и иные органы исполнительной власти, органы местного управления, а также на деятельность их должностных лиц». Прокуратура осуществляет надзор за всеми законами, а также издаваемыми на их основе правовыми актами. Не распространяется прокурорский надзор на органы судебной власти и отдельных граждан. При осуществлении надзора прокурор не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность организаций, учреждений и должностных лиц (исключение составляет надзор прокурора за расследованием преступлений). Исходя из сказанного, под прокурорским надзором понимают осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченного должностного лица – прокурора по обеспечению соблюдения Конституции Республики Беларусь и исполнения законов, действующих на территории Республики Беларусь, министерствами, государственными комитетами, службами и иными органами исполнительной власти, органами местного управления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами коммерческих и некоммерческих организаций, а равно соответствия законам правовых актов, издаваемых этими органами и должностными лицами путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к ответственности.
Разграничение надзорной деятельности прокуратуры на отрасли определяется спецификой органов государственной власти и организаций, поднадзорных прокуратуре, а так же основными направлениями и задачами деятельности прокуратуры. «Отрасль прокурорского надзора – это направление прокурорского надзора, которое обусловлено спецификой правового положения поднадзорных органов, организаций и должностных лиц и характеризуется определенными полномочиями прокуроров, методами и формами прокурорской деятельности». Может показаться парадоксальным, что органы прокуратуры, реализующие свои полномочия независимо от каких-либо иных органов, ставятся в то же время в определенную зависимость от них. Но подчинение это чисто организационное, связанное с характером деятельности поднадзорных субъектов. Само же содержание прокурорского надзора не меняет своей сущности. Формирование направлений деятельности прокуратуры происходит применительно к деятельности государственных органов, которые в правовом государстве несут обязанность строжайшего соблюдения законов. Осуществляя от имени государства руководство обществом, они активно влияют на строгое и точное исполнение законов учреждениями, предприятиями, организациями, гражданами. И это возможно только в случае принятия ими решений, соответствующих требованиям норм права. Любой незаконный акт способен вызвать множество нарушений законности со стороны указанных субъектов.