Понятие, и право на
товарный знак по современному законодательствуМатериалы / Незаконное использование товарного знака / Понятие, и право на
товарный знак по современному законодательствуСтраница 2
Право на товарный знак в обязательном порядке должно быть зарегистрировано (ст. 1480 ГК РФ). Порядок подачи заявления на регистрацию товарного знака в четвертой части ГК РФ в целом повторяет положения утратившего силу Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее – Закон о товарных знаках).
Безусловно, введен ряд новшеств, например право ознакомления третьих лиц с документами любой поданной заявки на товарный знак выделено в отдельную статью, которой также устанавливается возможность на получение копий этих документов. Однако законодатель не предусмотрел оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку третьими лицами на этапе рассмотрения поданной заявки на товарный знак до его регистрации. Возможно, это подразумевается. Но, как следует из ст. 1512 ГК РФ, оспаривание предоставления правовой охраны товарному знаку означает оспаривание решения о государственной регистрации товарного знака и основанного на ней признания исключительного права на товарный знак, т.е. уже после того, как охрана была предоставлена. Конечно, в регистрации товарного знака может быть отказано по основаниям, обширный перечень которых содержится в ст. 1483 ГК РФ. Но ведь и основания прекращения правовой охраны товарного знака, указанные в ст. 1512, также содержат ссылки на ст. 1483 ГК РФ. То есть правовая охрана может быть признана недействительной полностью или частично, если впоследствии выявились основания для отказа в регистрации. Вероятно, следовало явно предусмотреть порядок подачи возражений заинтересованными (третьими) лицами до вынесения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности решения о государственной регистрации товарного знака.
По форме выражения различают следующие товарные знаки (ст. 1482 ГК РФ): право товарный знак россия
– словесные;
– изобразительные;
– объемные;
– другие обозначения: звуковые, обонятельные, световые и т.п.;
– комбинированные.
Примерами словесных товарных знаков являются:
– существующие слова: "Волга" – для автомобилей, "Apple" – для компьютеров;
– произвольные обозначения: "Coca–Cola", "Kodak", "Вимм–Билль–Данн", "Xerox";
– имена: "Ford", "Peugeot", "Смирнофф";
– лозунги: "We Try Harder", "Everybody Needs Milk";
– числа: 4711 – для одеколона, 555 – для сигарет;
– сочетание букв: LG, BMW.
В некоторых товарных знаках охраняется только звучание самого слова, а графическое его выражение не имеет существенного значения. В других – юридически значимы шрифт, характер расположения букв, их размер и иные визуально воспринимаемые элементы.
В некоторых странах допускается регистрация не всех из перечисленных видов знаков. К примеру, по законодательству США, Канады, Японии, Швеции, Австралии установлены ограничения на использование в качестве товарных знаков фамилии, поскольку это может препятствовать другим лицам с такой же фамилией пользоваться ею в хозяйственном обороте.
К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости (п. 2.2 Правил N 32). Указанные изображения могут включать элементы:
– с отвлеченным символическим содержанием;
– имеющие отношение к процессу производства;
– отражающие характер продукции;