Особенности правовой охраны товарного знака
Материалы / Незаконное использование товарного знака / Особенности правовой охраны товарного знака
Страница 1

В принятой ч. 4 ГК § 4 гл. 76 посвящен товарным знакам. Согласно ст. 1477 ГК товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, товарный знак – это условное символическое обозначение, размещаемое на самих товарах или продукции, на упаковке или сопроводительной документации. Его необходимо отличать от сведений об изготовителе товара или продукции, о качестве и свойствах товара.

Можно выделить следующие функции товарных знаков:

- информационную (каждый знак отсылает человека к обозначаемому товару или услуге); индивидуализирующую (товарный знак характеризуется отсылкой к определенному товаропроизводителю, выделяя его из массы других, на что прямо указывается в упомянутой статье);

- гарантийную (помимо простого отличия одного товара от другого товарный знак гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара или услуги, их качество и репутацию на рынке);

- рекламную (товарный знак выделяет из массы однородных товаров или услуг именно данный товар или услугу как обладающих определенным набором положительных характеристик);

- ограничительную (товарный знак запрещает другим лицам его использование без разрешения).

Важнейшей из указанных функций, несомненно, является индивидуализирующая.

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном ГК или в силу международных договоров Российской Федерации. Таким образом, какое–либо обозначение приобретает статус товарного знака не автоматически, а лишь в случае его соответствия определенным критериям охраноспособности, подтверждаемым при регистрации товарного знака в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (в настоящее время он называется Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам). Исключение составляют так называемые общеизвестные товарные знаки, которые охраняются на основании международных соглашений Российской Федерации.

Для признания того или иного обозначения товарным знаком и возникновения соответствующих правовых последствий необходима его государственная регистрация в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Именно с этого момента товарный знак становится объектом правовой охраны (исключение составляют общеизвестные товарные знаки).

В п. 1 статьи 1491 ГК установлено общее правило, согласно которому общий срок действия регистрации товарного знака равен 10 годам, считая с даты подачи заявки в Роспатент. Указанный срок может быть продлен неопределенное количество раз, каждый раз на 10 лет. Таким образом, регистрация является, по существу, бессрочной. Для продления регистрации правообладатель должен в последний год действия регистрации подать соответствующее заявление в Роспатент.

Экспертиза заявки на товарный знак осуществляется Роспатентом. Экспертиза заявки на товарный знак является проверочной. Это значит, что проводится в обязательном порядке как формальная экспертиза, так и экспертиза заявленного обозначения. Осуществляется экспертиза в соответствии с Приказом Роспатента от 23.03.2001 N 39, которым утверждены Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений. Регистрация осуществляется Роспатентом в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины. Суть ее состоит в том, что в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации вносятся: товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, перечень товаров, для которых зарегистрирован товарный знак, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

Страницы: 1 2