Становление досудебного производства по уголовным делам в
РоссииМатериалы / Поводы и основания возбуждения уголовного дела / Становление досудебного производства по уголовным делам в
РоссииСтраница 4
Ею предписывалось: «До прибытия на место судебных властей» милиционер обязан был:
- «арестовать подозреваемого в совершении преступления, хотя бы пострадавшие от преступления просили этого и не делать» - при наличии «условий», перечисленных в Инструкции (когда подозреваемый застигнут при самом совершении преступления или тотчас после совершения, пострадавшие прямо укажут на него и др.
);- «тщательно обыскать и отобрать оружие и орудия преступления, если таковые окажутся»;
- «потерпевшие и свидетели должны быть немедленно с подозреваемым направлены в район».
В Инструкции указывалось, что «За побег арестованного милиционер подвергается наказанию по суду».
Предпринимались попытки упорядочить производство отдельных следственных действий. Проведение обысков регламентировалось, например, Приказом Начальника милиции РСФСР от 16 марта 1921 г. № 24 «О правилах производства обысков». Обращает на себя внимание п. 1 Приказа, который гласит: «Обыск есть вторжение в наиболее скрытую сферу частной жизни граждан, поэтому он должен производиться лишь в случае крайней необходимости». Такими случаями являются «подозрение обыскиваемого в совершении преступления», предложение соответствующего органа власти, «основательно проверенное устное или письменное заявление стороны».
Поводом к обыску служит «вполне основательное подозрение в том, что в местах, которые должны быть обысканы, скрываются: а) необходимые для дела вещественные доказательства; б) разыскиваемый преступник».
Обыск производится по общему правилу днем («Причина, по которой обыск производится ночью, должна быть указана в протоколе»), «только по ордеру, выданному начальником уголовно – розыскного учреждения».
В Приказе разъясняется также, как именно должен действовать «агент» в той или иной ситуации (например, «если дверь помещения закрыта», обыскиваемый выдает себя за другое лицо и т. д.).
Тут же поясняется, что «Руководящий обыском агент не должен принимать участие в обыске, - он только наблюдает».
Вообще же расследование преступлений в самом начале октябрьской революции было возложено Декретом о суде, принятом 22 ноября (5 декабря) 1917 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР, на местных судей. Для производства предварительного следствия по делам, подсудным революционным трибуналам, при губернских и городских советах создавались особые следственные комиссии. По Положению о военных трибуналах, утвержденному ВЦИК 12 апреля 1919 г. ВЧК имела право, не прибегая к расследованию, применять меры непосредственного принуждения вплоть до расстрела.
В соответствии с «Положением о народном суде РСФСР» 1920 г. производство предварительного следствия возлагалось на народных следователей. Однако, дела, подсудные революционным трибуналам, по-прежнему расследовались органами ВЧК.
Считается, что милиции в предварительном расследовании преступлений отводилась в то время «вспомогательная и первоначальная по отношению к предварительному следствию» роль. Данный вывод вроде бы подтверждается Циркуляром НКЮ РСФСР от 17 января 1922 г. «О взаимоотношениях органов следствия с органами милиции и уголовного розыска». Он предписывал: