Государственная собственность
Страница 1

В российском законодательстве государство традиционно считается особым, самостоятельным объектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником).

Важными особенностями правового положения субъектов права публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают РФ в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. РФ и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК РФ).

Рассмотрим пример из арбитражной практики. РФ в лице Росимущества России обратилась в Высший Арбитражный Суд РФ с иском к Иркутской области о признании за РФ права собственности на 1 906 723 080 акций Иркутского ОАО энергетики и электрификации, составляющих 40% уставного капитала АО. Иркутская область предъявила встречный иск к РФ о признании права общей долевой собственности РФ и Иркутской области на те же акции. Решением от 5 февраля 2007 г. основной иск был удовлетворен, во встречном иске было отказано. Вместе с тем, решением суда за Иркутской областью признано право на пользование, владение и распоряжение, включая осуществление прав акционера, 738 855 193 акциями (15,5% уставного капитала) ОАО «Иркутскэнерго», находящимися в федеральной собственности, без права отчуждения, залога, а также передачи функций по управлению ими. Данное решение было опротестовано. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ счел, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ГК РФ (ст. 142), Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ст.ст. 2, 31), Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. 29) права, закрепляемые акциями, принадлежат собственнику акций и не могут быть переданы иному лицу без его воли. Ссылка в решении суда на договор от 27 мая 1996 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского национального округа», предусматривающий, как сказано в решении, возможность передачи во владение Иркутской области части спорного пакета акций для осуществления прав акционера (без права отчуждения указанных акций путем продажи, передачи в залог и управление без согласия РФ как собственника), не может служить основанием для признания решения в этой части законным. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ постановил: решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. изменить. Исключить из решения положения, касающиеся признания за Иркутской областью права пользование, владение и распоряжение, включая осуществление прав акционера, 738 855 193 акциями (15,5% уставного капитала) ОАО «Иркутскэнерго», находящимися в федеральной собственности. В остальной части решение оставить без изменения.

Страницы: 1 2 3 4