Система и формы социального партнерстваМатериалы / Отношения социального партнерства / Система и формы социального партнерстваСтраница 1
Впервые законодательно устанавливается система социального партнерства. Она включает сотрудничество на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях и уровне организации (ст.26 ТК).
Каждому уровню соответствует установленная задача по регулированию трудовых отношений. Согласно сложившейся традиции уровни выделяются по территориально – отраслевому признаку. На федеральном уровне могут заключаться генеральное и отраслевые соглашения. На региональном уровне (субъекте РФ) заключаются региональные и отраслевые соглашения. На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение. На уровне организации заключается коллективный договор.Помимо заключения названных нормативных соглашений (коллективных договоров и соглашений) на каждом уровне возможно осуществление сотрудничества в иных формах. Например, консультации и обмен информацией могут проводиться на всех уровнях, создание трехсторонних органов социального партнерства возможно на всех уровнях, кроме организации.
Вместе с тем, стороны не обязаны взаимодействовать на всех этих уровнях, они свободны в избрании как форм социального партнерства, так и уровней их осуществления.
Формы социального партнерства, определенные ТК РФ, представляют собой конкретные виды взаимодействия представителей работников и работодателей. В соответствии со ст. 27 ТК РФ социальное партнерство осуществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; участия работников и их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Таким образом, можно выделить две основные правовые формы осуществления социального партнерства: регулятивную и охранительную.
Последняя из них сопряжена не только с разрешением коллективных трудовых споров, но и с применением коллективных форм защиты трудовых прав. Коротко рассмотрим каждую форму социального партнерства:
Коллективные переговоры и заключение коллективных договоров и соглашений. Коллективные договоры и соглашение рассматриваются как главный инструмент социального партнерства не только в российском законодательстве, но и законодательстве практически всех развитых стран. Эта форма социального партнерства довольно полно регламентирована в ТК РФ, в то время как другие лишь обозначены.
Коллективными переговорами в силу ст. 2 Конвенции МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981) считаются переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся – с другой стороны, в целях: определения условий труда и занятости; регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися; регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.
Право на ведение коллективных переговоров принадлежит обеим сторонам социального партнерства: ст. 21 ТК РФ предоставляет такое право работникам в лице их представителей, а ст. 22 ТК-работодателю. В ст. 36 ТК отмечено, что и представители работников, и представители работодателя имеют право проявить инициативу по проведению коллективных переговоров. Коллективные переговоры проводятся как для заключения коллективного договора и соглашения любого вида, так и для внесения в эти акты дополнений или изменений. Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон. Для этого она должна направить другой стороне письменное уведомление с предложением о начале коллективных переговоров. Кодекс не устанавливает специальных требований к содержанию такого уведомления. Оно может быть составлено в произвольной форме. В уведомлении целесообразно указывать предлагаемую дату начала переговоров, место их проведения, предложение по составу комиссии (если она не действует на постоянной основе).
Сторона, получившая уведомление, обязана в семидневный срок вступить в коллективные переговоры, т.е. выдвинуть встречные предложения по составу комиссии, уточнить дату и время начала работы комиссии по ведению коллективных переговоров (по регулированию социально – трудовых отношений).
При наличии в организации, на федеральном, отраслевом, профессиональном и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.
Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально – трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.