Изменение конституционно-правового статуса субъектов РФ и тенденция их объединенияМатериалы / Изменение конституционно-правового статуса субъектов РФ и тенденция их объединения
Конституция 1993 года закрепила федеративное устройство Российской Федерации в составе 89 субъектов Федерации. Важнейшей задачей государственного строительства Российской Федерации является обеспечение единства территории федерации, поддержание ее государственной целостности, в том числе путем совершенствования состава Российской Федерации.
В настоящее время Основным законом страны в составе Российской Федерации предусмотрено 83 субъекта Российской Федерации. Одной из важнейших задач государственного строительства Российской Федерации является обеспечение единства территории Федерации, поддержание ее государственной целостности, сокращение количества субъектов в составе и структуре Федерации в целях эффективного управления государством.
Процессы объединения уже затронули ряд регионов (Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ; Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа; Камчатскую область и Корякский автономный округ, Иркутскую область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ). В средствах массовой информации и научной литературе обсуждаются перспективы объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа, Хабаровского края и Еврейской автономной области, Магаданской области и Чукотского автономного округа, Краснодарского края и Республики Адыгея, Алтайского края и Республики Алтай и др.
Актуальность исследования обусловлена также необходимостью совершенствования правовых механизмов принятия в состав Российской Федерации новых субъектов. Процесс государственного строительства в странах СНГ продолжается. Политическими деятелями выдвигаются разного рода проекты о вхождении в состав Российской Федерации, в частности Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья.
Необходимо отметить, что совершенствование субъектного состава Российской Федерации не должно сводиться исключительно к объединению субъектов Федерации и принятию в состав Российской Федерации новых субъектов. Исторический опыт свидетельствует, что изменение состава федерации в нашей стране осуществлялось разными способами, в том числе путем укрупнения, разделения, уступки территории, добровольного вхождения в состав федерации и др. Современный законодатель должен учитывать этот опыт, что требует его всестороннего изучения.
Объектом исследования являются федеративные отношения, возникающие в процессе реализации конституционных норм, регулирующих изменение субъектного состава Российской Федерации. Предметом исследования являются конституционно-правовые институты, принципы и нормы права, регулирующие порядок образования новых субъектов федерации и изменения ее территории.
Целью работы является комплексное конституционно-правовое исследование вопросов изменения субъектного состава Российской Федерации. Достижение цели потребует постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
проанализировать основные стадии процесса изменения политико-территориального деления территории государства и сопутствующие им правовые процедуры;
выявить модели конституционно-правового регулирования совершенствования состава федеративных государств, а также правовые процедуры изменения федеральной территории;
выявить правовые способы совершенствования субъектного состава государства в истории российского федерализма;
исследовать порядок принятия в состав Российской Федерации и образования в составе Российской Федерации нового субъекта федерации.