Организационные вопросы образования нового субъекта Федерации
Материалы / Изменение конституционно-правового статуса субъектов РФ и тенденция их объединения / Организационные вопросы образования нового субъекта Федерации
Страница 1

В главе 3 ФКЗ от 17 декабря 2001 г. можно выделить несколько этапов образования в составе РФ нового субъекта Федерации:

1) инициатива образования нового субъекта, исходящая от заинтересованных субъектов РФ;

2) проведение референдума в заинтересованных субъектах РФ;

3) принятие федерального конституционного закона;

4) переходный период.

Инициатива образования нового субъекта в Российской Федерации принадлежит субъектам России, заинтересованным в объединении. Важно отметить, что инициатива образования новых субъектов не может исходить от федеральных органов власти, однако федеральная власть может воспользоваться своими финансовыми возможностями для давления на субъекты Федерации либо на один из субъектов Федерации.

В российском законодательстве ничего не говорится о цели такого объединения, а в Конституции ФРГ (ч. 1 ст. 29.2) она четко сформулирована - эффективное выполнение задач, при этом должны приниматься во внимание земляческие связи, исторические и культурные особенности, хозяйственная целесообразность. В России лишь косвенно упоминаются интересы субъектов Федерации. Правда, они оговариваются в ФКЗ по каждому случаю объединения. В них целями являются ускорение социально-экономического развития объединяемых субъектов и повышение уровня жизни населения, проживающего на территории субъектов. В «рамочном» же ФКЗ возможно составить открытый перечень целей объединения субъектов, а уже в ФКЗ по конкретным случаям объединения указывать конкретный перечень целей.

Закон не включает в круг субъектов, инициирующих объединение, граждан, проживающих на территориях соответствующих субъектов Федерации. На данном этапе происходит согласование позиций сторон - органов государственной власти объединяющихся субъектов и федеральных органов государственной власти. Предложение об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту России. Для сравнения: в ФРГ объединение земель возможно по народной инициативе, при этом органы государственной власти земель исключаются из процесса объединения вообще (ч. 4, 5, 6 ст. 29.2).

Для органов государственной власти объединяемых субъектов, да и федеральных органов государственной власти наиболее важен и следующий этап - проведение референдума в заинтересованных субъектах. От результата референдумов зависит идея объединения. Здесь можно столкнуться со следующими проблемами.

Вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ после проведения соответствующих консультаций с Президентом РФ.

В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов РФ вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Вынесение вопроса об образовании в составе РФ нового субъекта на референдумы заинтересованных субъектов РФ с различиями в его формулировке не допускается.

После референдума Президент РФ должен внести проект Федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта в Государственную Думу, если на референдумах заинтересованных субъектов большинство граждан высказались «за».

При реализации этого положения также возникают проблемы. Государственная Дума и Совет Федерации в результате работы над ФКЗ могут внести в него изменения. Они могут существенно изменить первоначальную редакцию, а окончательная редакция может не устраивать объединяющиеся субъекты, и повернуть процесс вспять они уже не смогут, поэтому обязательным условием в случае изменения согласованной позиции ФКЗ должна стать поддержка обновленной редакции заинтересованными субъектами РФ в лице их органов государственной власти. В связи с этим необходимо установить срок выражения своей позиции заинтересованными субъектами Федерации. Он может составлять от 1 до 3 месяцев. Возможно увеличение сроков в случае проведения выборов на территории объединяемых субъектов в законодательные и исполнительные органы власти. Однако это предложение лишено смысла, если на референдум будут выноситься проекты ФКЗ по конкретному случаю объединения.

Страницы: 1 2 3 4