Новеллы Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»Материалы / Муниципальный заказ / Новеллы Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»Страница 4
Между тем, учитывая, что дела об административных правонарушениях в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с КоАП РФ рассматривает именно Минэкономразвития России и его территориальные органы, следует учитывать, что Минэкономразвития России, очевидно, будет исходить из того, что закупки одноименных товаров без заключения контракта в пределах одного квартала не должны превышать 60000 рублей.
Цель такого толкования очевидна - предотвращение попыток обхода ограничения по сумме закупки путем разбиения ее на ряд самостоятельных сделок, каждая из которых будет совершена в рамках 60000 рублей. Однако само по себе это не является основанием к введению столь жесткого временного критерия подзаконными (а следовательно, в данном случае и незаконными) актами. Более того, это может иметь и обратный эффект: организации достаточно заключить идентичные сделки в разных кварталах, чтобы избежать упреков в нарушении ограничения по сумме закупок. Представляется, что оценка взаимосвязанности сделок должна осуществляться в каждом конкретном случае.
Наконец, последний аспект, на который необходимо обратить внимание в рамках обозначенной темы. Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ вводится новый тип государственных и муниципальных учреждений наряду с бюджетными - автономные учреждения. В связи с этим возникает вопрос, распространяются ли на них указанные правила размещения муниципального заказа. Думается, ответ должен быть следующим.
Исходя из того, что автономные учреждения, как и бюджетные, не являются органами местного самоуправления и выступают в качестве получателей бюджетных средств, на них распространяется требование Закона о закупках о том, что получатели бюджетных средств могут выступать муниципальными заказчиками только в случае, если они специально уполномочены на это органами местного самоуправления. В иных случаях функции муниципального заказчика по закупкам для муниципальных нужд, осуществляемым этими учреждениями, выполняют непосредственно органы местного самоуправления.
В то же время, поскольку автономные учреждения не относятся к категории бюджетных, на них не распространяется требование Бюджетного кодекса, согласно которому все закупки товаров, работ, услуг бюджетными учреждениями на сумму свыше 2000 МРОТ осуществляются посредством заключения муниципального контракта. Следовательно, автономные учреждения вправе самостоятельно в общегражданском порядке закупать товары, работы, услуги для собственных нужд на любую сумму. Так же, как и в случае с бюджетными учреждениями, это касается лишь закупок за счет собственных доходов учреждения. Расходование предоставленных учреждению бюджетных средств осуществляется в порядке размещения муниципального заказа. При этом закупки для муниципальных нужд автономные учреждения вправе проводить самостоятельно лишь в случаях, если они наделены полномочиями муниципального заказчика.
Автономным учреждениям учредителем (органом местного самоуправления) также могут устанавливаться задания. Финансовое обеспечение заданий осуществляется в виде субвенций и субсидий из местного бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников. Полагаем, что так же, как и в случае с бюджетными учреждениями, следует исходить из того, что выполнение заданий собственника относится к деятельности, осуществляемой в публичных интересах его учредителя, т.е. для муниципальных нужд. Соответственно, закупки в рамках выполнения заданий учредителя должны осуществляться в порядке размещения муниципального заказа.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета.
Формирование и размещение муниципального заказа относятся к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.