Независимость судебной властиПравосознание судей / Независимость судебной властиСтраница 3
В большинстве современных государств в процессе формирования судейского корпуса участвуют все три ветви государственной власти. Причем этот признак проявляется как на стадии предварительного отбора, так и собственно формирования.
Обратим внимание, что обычно стадия предварительного отбора начинается с дополнительного обучения в специальных заведениях и прохождения специальных стажировок (практик), в организации и проведении которых активно участвуют как судебная, так и исполнительная ветви власти. Так, во Франции, например, претендент на судейскую (и прокурорскую) должность должен успешно закончить Национальную школу магистратов (28 месяцев). К поступающему в нее предъявляются серьезные требования:1)наличие высшего юридического образования;
2)состояние во французском гражданстве не менее 5 лет;
3)обладание полным объемом гражданских прав;
4)безупречная репутация;
5)наличие и исполнение военной обязанности;
6)отсутствие заболеваний, препятствующих выполнять судейские обязанности;
7)для поступающих по конкурсу (имеется также и такая форма, как направление от суда, министерства юстиции и т. д.) установлен также предельный возраст 27 лет.
Для нашей страны наиболее актуальным (имея в виду, что остальные в той или иной мере им восприняты) представляются ограничения, содержащиеся во французском законе, связанные с запретом назначения на должность судьи юриста, который в течение последних (перед назначением) 5 лет работал в качестве адвоката, нотариуса или судебного исполнителя в пределах округа апелляционного суда, хотя бы назначение и происходило в суд первой инстанции[18].
В Австрии[19] обязательным требованием, предъявляемым к претенденту на судейское место, является получение специального образования (продолжительностью 5 лет), но не в некой школе, а под руководством судьи-наставника. Претендент должен быть дееспособным австрийским гражданином, обладать безупречной репутацией, получить диплом о юридическом образовании (полном). В процессе работы с судьей-наставником кандидат на должность судьи усваивает программу семи самостоятельных этапов: судебную практику с одновременными занятиями на подготовительных курсах; практику в качестве судьи-стажера; обучение в течение 2 лет при суде, прокуратуре, адвокатуре, Министерстве юстиции, органах, исполняющих судебные решения, и некоторых других; обучение в судебной академии; судебную практику; экзамен на должность судьи при высшем суде земли; собственно назначение на должность. К последнему, седьмому этапу претендент должен соответствовать еще более высоким требованиям: успешно завершить четвертый и шестой этапы; получить степень доктора права. В состав экзаменационных комиссий, принимающих упомянутый экзамен, как правило, входят судьи, в том числе и пребывающие в отставке, работники правоохранительных органов, работники парламентов (обычно юридических служб), профессора университетов.
Процедура отбора кандидатов на должности судей в разных странах различна, но в настоящий момент наиболее широко распространено формирование органов типа высшего совета магистратуры, на заседаниях которого обсуждаются имеющиеся кандидатуры, как правило, представляемые министром юстиции. В состав такого совета обычно входят (по пропорциональным квотам при условии, что представительство судей - более половины членов совета) представители всех трех ветвей власти, а также независимые члены, назначаемые (избираемые) в состав совета исходя из их авторитетности и компетентности в данной сфере. Обычно члены совета назначаются (избираются) на определенный срок (3-5 лет). Достаточно показателен состав Всепольского судебного совета: первый заместитель Верховного Суда Польши, председатель военной коллегии этого суда, 9 судей судов общей юрисдикции, один судья низшего военного суда, 4 депутата Сейма, 2 сенатора, министр юстиции, представитель, назначенный Президентом Польши (всего 21 человек). Процедуры формирования соответствующей квоты очевидны: выборы в парламенте и судах, назначение со стороны Президента Республики. В Высшем Совете Магистратуры Франции в большей степени представлен судейский корпус: три судьи кассационного суда Франции, три судьи судов иных инстанций, один член Государственного Совета Франции[20], министр юстиции Франции. Все 9 членов Высшего Совета Магистратуры назначаются Президентом Республики, который председательствует в Совете.