Понятие предпринимательской деятельности некоммерческих организацийМатериалы / Гражданско-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в РФ / Понятие предпринимательской деятельности некоммерческих организацийСтраница 2
Если ранее вопрос о налоговых льготах хотя бы ставился, то после изменений налогового законодательства в 2002 году, фактически уравнявших режим налогообложения для коммерческих и некоммерческих организаций, само деление юридических лиц стало крайне условным.
В соответствии со ст. 246 Налогового Кодекса Российской Федерации плательщиками налога на прибыль являются все организации независимо от их статуса коммерческих или некоммерческих. Некоммерческие организации для Целей исчисления налога на прибыль организаций вправе уменьшать полученные доходы на сумму произведенных расходов на общих основаниях, учитывая в том числе установленные условия признания произведенных затрат расходами и порядок составления расчета налоговой базы.Собственно, и по ранее действовавшему законодательству обязанность уплаты налога с прибыли у некоммерческой организации была. Но теперь налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации (п. 1 ст. 289 Налогового Кодекса Российской Федерации). Таким образом, некоммерческие организации в соответствии с указанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации по налогу на прибыль в налоговые органы независимо от того, возникает у них объект налогообложения или нет. В п. 2 ст. 289 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации по упрощенной форме.
Как отмечается в литературе, наиболее существенным отличием арбитражной практики, сложившейся по вопросу налогообложения некоммерческих организаций до 2002 года, от существующей в настоящее время практики является подход к решению вопроса о том, подлежат ли указанные субъекты включению в состав налогоплательщиков. Ранее судебные инстанции зачастую придерживались позиции, согласно которой налогоплательщиками признавались исключительно организации, основной уставной целью деятельности которых было извлечение прибыли. С 2002 года суды признают некоммерческие организации плательщиками налога на прибыль, однако исходят в своих решениях из положения о том, что налогообложению подлежит только сумма превышения доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, над расходами, понесенными в соответствующем налоговом (отчетном) периоде в связи с реализацией уставных целей деятельности.
Можно сказать, что налоговое право нанесло очередной удар по и без того не отличающейся стройностью и системностью конструкции некоммерческих организаций, приравняв их к коммерческим. С введением в действие ст. 246 Налогового Кодекса Российской Федерации была нарушена презумпция некоммерциализации «третьего сектора».
При изменившихся правилах игры доходы некоммерческой организации рассматриваются как налогооблагаемая база, т.е. поступления от предпринимательской деятельности. А чтобы получить освобождение от уплаты налога на прибыль в соответствии со ст. 251 Налогового Кодекса Российской Федерации, некоммерческой организации теперь приходится в каждом отдельном случае доказывать, что она предпринимательской деятельностью не занимается. В общий подход к некоммерческим организациям как плательщикам налогов вписывается и позиция Конституционного Суда Российской Федерации, назвавшего возможность уменьшения налогооблагаемой базы на сумму целевых поступлений «элементом государственной поддержки некоммерческих организаций».