Виды социально-партнерских актовМатериалы / Отношения социального партнерства / Виды социально-партнерских актовСтраница 10
В силу этого данные соглашения регулирующей роли правового акта на деле не выполняют, да и не в состоянии выполнять, т.к. не обеспечен правовой механизм реализации декларативного соглашения. Еще в 70-х гг.
прошлого века некоторые французские юристы (Ж. Камерлинк, Ж. Лион-Кан, Ю. Саватье) затруднялись определить юридическую природу генерального соглашения. При этом высказывались сомнения в том, можно ли относить эти соглашения к категории коллективных из-за участия в них государства как третьей стороны. Отечественный ученый Б.Н. Жарков считал такие соглашения разновидностью буржуазных коллективных договоров, так как на стороне предпринимателей в них выступал по существу сдвоенный субъект права (Патронат и правительство), объединенные общностью государственно-монополистических интересов. Последнее утверждение более чем сомнительно, но неопределенная сложная правовая природа коллективных соглашений, особенно генерального, очевидна.Итак, Генеральное соглашение является основой для коллективных переговоров при заключении региональных, отраслевых (межотраслевых) тарифных и иных соглашений, а также коллективных договоров.
Социально-экономическая политика на 2002-2004 годы определена Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ от 20.12.2001 г. Это первое соглашение, заключенное на 3 года.
В соглашении установлено, что в предстоящий период главной целью социальной политики РФ должно стать создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых услуг, гарантий необходимого жизненного уровня на основе развития экономики РФ.
Стороны определили, что главной целью политики в области доходов населения является систематическое повышение реальных доходов различных социально - демографических групп населения, резкое снижение масштабов бедности, существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. На наш взгляд подобная формулировка, в той части, где сказано - существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, является не конкретной, т.к. не сказано, что подразумевается под существенным уменьшением.
В Соглашении предусмотрено провести в 2002 году индексацию тарифных ставок (окладов) Единой Тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, предусмотрев их повышение не менее чем в 1,5 раза. Анализируя Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. № 775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» (утратившее силу) и Постановление Правительства РФ от 2 октября 2003 г. № 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» видно, что было повышение тарифных ставок (окладов), но не в 1,5 раза, а лишь в 1,3 раза, сделаем вывод, что в данной части Соглашение выполнено не полностью.
Не был подготовлен проект законодательных актов в целях повышения ответственности работодателей и учредителей бюджетных организаций, представителей государства в акционерных обществах за своевременную выплату зарплаты.